Путешествие по КБЖД


2

10,5 часов Байкала с погружением в его историю, освещением различных деталей этого уникального озера.
Более 31 тысяч кв.км поверхности, Бельгия бы утонула.
Растущая каждый год пусть на один-два см вширь площадь (замеры ведутся из космоса) - подросток ещё, но при такой скорости расширения границ через века озеро может стать океаном.
267 рек питают Байкал, лишь одна Ангара уносит воду с собой.
3

Из Иркутска поезд едет до исторического вокзала Слюдянки, где можно погулять минут 20, пока меняют тепловоз, чтобы поехать в обратном направлении по берегу Байкала. В Порту Байкал вечером этого дня пассажиры пересаживаются на паром, пересекают Ангару за 10 минут, высаживаются в Листвянке и едут на автобусах в Иркутск.
4

Есть и обратный маршрут поезда, который отправится в Иркутск на следующий день из Порта Байкал. Желающие могут переночевать в порту Байкал и поехать обратно тем же поездом.
5

По дороге встречаются разные названия. Черемушки, Шелехов, Смоленщина, затем идут приятные уху и глазу Летняя, Голубые ели, Дачная, Садовая, Большой луг, неожиданные Чертова гора и река Похабиха.
6

г. Шелехов назван в честь Григория Ивановича Шелехова.
Григорий Иванович Шелехов, уроженец Рыльска, откуда родом мой дед, сыграл свою роль в освоении этих мест. Это русский Колумб, присоединение Аляски к России - его заслуга. Уехав из Рыльска в 28 лет после смерти родителей, освоил в Сибири торговлю мехами, открыл Аляску, хотя пришлось за это и повоевать довольно жестоко с эскимосами. Молодых эскимосов он привез с собой, дал им образование, хотя вряд ли они мечтали об этом.
7

В Рыльске ценят и уважают своего героя Шелехова, памятник ему прекрасный и ухоженный! Вот не ожидала в Иркутске про Рыльск услышать…
Как велика Россия, сколько разных пересечений в истории случается. Родился в Рыльске Белгородской губернии, завоевал для России Аляску, умер в 47 лет в Иркутске. Тесть того самого Резанова из "Юнона и Авось", у которого, к слову сказать, тоже удивительная история жизни.
8

Круглобайкальскую железную дорогу задумали строить в конце ХIХ века, чтобы соединить два куска Транссибирской магистрали - Забайкальскую и Томскую. Естественным препятствием было озеро Байкал. Приходилось пользоваться паромом "Байкал", что было неудобно.
9

После долгих и тщательных исследований обоих берегов Байкала было принято строить дорогу именно на скалистом берегу, это было экономически более целесообразным. Строительство велось очень сложно, приходилось использовать вагоны взрывчатки, чтобы устроить тоннели. На участке от Порта Байкал до Слюдянки в 89 километров были построены почти четыре десятка тоннелей (в 2 раза больше запланированных изначально), 248 мостов, виадуков и галерей. Галерея - пристройка к скале, защищающая поезда от падения камней сверху. В день удавалось продвинуться не более метра.
10

На строительстве практически не было местных строителей. Строили дорогу и вольнонаемные, и ссыльные, впоследствие - советские зеки, тщательно отбираемые: им сокращали сроки на четверть и платили очень хорошую зарплату, так что желающих поработать даже в таких тяжелейших условиях хватало.
11

Было много иностранцев, более 600 итальянцев было задействовано на строительстве. Но с началом 1 мировой войны их убрали, оставив лишь итальянца, одного из руководителей строительства. Боялись, что будут фотографировать дорогу, начнутся диверсии. Однако это не уберегло от фотографирования: после окончания войны с Японией в 1945 году в архивах японцев были найдены старые фотографии КБЖД. Кто был "свой среди чужих, чужой среди своих", история не доложила. Таких хватает, к сожалению, во все времена.
Правда, диверсий не было.
12

Помимо взрывчатки, у строителей были только кирки и лопаты. Глядя на то, что было сделано в тех условиях, поражаешься силе человеческой мысли и духа. Более века стоят сооружения, созданные в те времена.
13

Мосты, проложенные с 1902 по 1906 годы, построены из кирпича, в основе - клепаные металлические конструкции. После 1911 года дорогу решено было сделать двухпутной, был открыт железобетон, который стали использовать при строительстве новых сооружений. В советское время строительство продолжалось, среди множества туннелей есть построенные метростроевцами, с гордой буквой "М".
14. Все оттенки синего :)

У нас в группе был юноша из Питера, связанный с транспортом, он изучал все мосты и туннели, удивлялся, как возможно, что железобетон не разрушился за столько лет, хотя рядом огромные массы воды. Говорит, даже современный железобетон разрушается. И тем не менее, КБЖД работает.
15

Хотя сейчас это уже тупиковый путь. При строительстве Иркутской ГЭС в 1958 году часть дороги на участке Иркутск-Байкал разобрали, он был затоплен. Новый путь от Иркутска до Байкала проложили по долинам рек Иркут и Олха.
16. Два тоннеля, один от первого пути, уже разобранного.

17. Тоннель №18 Киркирей-3. Один из самых сложных объектов КБЖД, на котором министр путей сообщения М. Хилков вбил последний костыль.
Тоннель был изначально построен в 1903-1904 годах русскими инженерами А.Н. Перцовым, А.С. Скоробовским и итальянским инженером Ф.Г. Пагани.

В мае 1903 года произошел первый обвал породы. Изучение почвы привело к остановке строительства в октябре 1903 года. С учетом новой информации о движениях почвы переделал тоннель в 1905-1906 годах итальянец Д.К. Андреолетти. Со стороны озера соорудили водоотводный канал для ручья Киркирей, он же служит подпорной стенкой.
18

19

20

21

22

Поражает мощь природы - просторы водной глади, сила горных пород, стремление деревьев выживать даже на скалах.
23

24

25

26. На одной из остановок предлагали самогонку, настоянную на кедровых орехах.

27

28

29

30

31. Байкальская нейтринная обсерватория ИЯИ РАН, центр коллективного пользования для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований окружающей среды, открыт в 2011 году, но продолжает прирастать кластерами. Исследуют на этой станции нейтрино - частицы высокой энергии, прошедшие сквозь атмосферу Земли и то, как они могут воздействовать на Землю. В зимнее время, когда Байкал покрыт льдом, в толщу воды опускают специальный аппарат, который ловит излучение частиц высокой энергии. Этим телескопом пользуются ученые других стран - Чехии, Словакии, Германии и Польши. Немецкие ученые в тяжелые для России 90-е не только помогали нашим ученым выжить, привозя продукты и выплачивая марки, но и покупали за счет своего государства всё нужное для работы оборудования: сделано было в России, но оплачено Германией. Подробнее можно почитать тут.

32. Итальянская подпорная стенка, построенная, понятное дело, итальянцами. Поскольку строительство дороги велось несколько лет и было сопряжено с трудностями, были и трагические истории. Так, один из итальянцев сорвался со скалы и разбился, тело так и осталось в России.

33

34. Вишенкой на торте стал вокзал в Слюдянке.

Его построили из белого и розового мрамора местного происхождения. Это единственный мраморный вокзал в мире. Внутри него есть небольшой музей, посвященный КБЖД. В 2005 году здание вокзала реконструировали, облагородили, поставили рядом монумент в честь Михаила Хилкова, министра путей сообщения, при котором началось строительство КБЖД.
У него самого интересная история: будучи князем, он раздал все свои земли крестьянам, уехал в Америку, строил там Трансамериканскую железную дорогу, работал машинистом. Потом вернулся в Россию, стал министром путей сообщения, начал строить первую очередь КБЖД. Ему было 70 лет, но он каждый день проводил на строительстве.
35

За вокзалом есть небольшая Свято-Никольская церковь. Первоначально на этом месте была церковь, построенная в 1914-1915 гг., имевшая свою интересную историю. В 1922 году из неё были изъяты все ценности. В 1929 году она была закрыта, т.к. в ней было найдено оружие. Затем здание использовали как клуб, в годы войны - как место пребывания раненых солдат из местного военного госпиталя. В 1947 году церковь снова начала действовать! В нулевых её собирались реставрировать, но землетрясение 2008 года разрушило церковь, пришлось возводить новое здание.
36

Видели вдалеке нерп. Торчат головы из воды, будто за нами наблюдают. Говорят, они очень любопытные.
Байкал хочется называть, вслед за местными, морем. Сказали нам, что если все пресные реки и озёра планеты исчезнут, воды Байкала хватит человечеству на 40 лет.
Тут бывают шторма с волнами до 5 высотой! Страшное зрелище - разбушевавшийся Байкал. Когда волна разбивается о скалы на тысячи брызг, появляется омулевый запах.
Нам повезло - зеркало воды отражало небо. От яркого и еще жаркого солнца вода испарялась, создавая легкую дымку. Даже небольшим дождиком порадовал Байкал, показав себя разным.
Скалы и густые леса вокруг дали ощущение нетронутой человеком природы. Хотя мы и творения рук человеческих тоже изучали.
Вода холодная, походила босиком, но были и те, кто рискнул поплавать в Байкале!
Мы ехали в специальном экскурсионном поезде. Нас встретили сибирским чаем, накормили вкусным обедом. Очень много информации в разной форме - в вагонах на экранах показывают фильмы, связанные с Байкалом. Посмотрели познавательный мультфильм об истории создания Транссибирской магистрали. В перерывах между информационными роликами на экранах шла онлайн-трансляция пути из кабины машиниста. На остановках выходила гид с интереснейшими рассказами, была возможность сфотографироваться и даже искупаться.
Начало в 7 утра, окончание в 19.30.
Прибывает поезд в Порт Байкал, оттуда паромом минут 10 до Листвянки, затем за час с небольшим до центра Иркутска отвезут автобусы, все это входит в стоимость билета.
37. Паром

Стоит такое путешествие недешево, 5500 рублей, но удовольствие огромное от этой поездки. Можно бронировать с доплатой место у окна, выходящего на Байкал.
38. Листвянка встречает с парома.

Если начнёте планировать поездку н Байкал, стоит потратить день на такую экскурсию.
Подробнее можно посмотреть тут.
Есть лайт-вариант, бюджетный и по деньгам, и по времени: «Нерпочка», как ласково называла её наш гид Нина Ивановна. Поезд побольше нашего 3-вагонного, без гида, без горячего обеда, стоит с собой взять перекус либо купить что-то в вагоне, по времени 4,5 часа (Выезд в 10.00, возвращение в 14.30). Чисто глазками посмотреть, насладиться красотами. 170 рублей билет стоит, как на пригородную электричку. Но по возвращении сами оплачиваете корабль/паром и автобус/такси до Иркутска, ехать примерно час! Подробнее про эту возможность смотреть и читать тут.
Трое новеньких из нашей группы случайно попали на него рано утром, но исправились, нашли наш поезд и пересели, рассказали, что у нас гораздо лучше.
Мне тоже подумалось, что интуиция меня ведёт правильно: раз уж я сюда добралась, хочется узнать и увидеть как можно больше, погрузиться в место не только визуально, но и духовно, и интеллектуально, узнавая детали, раскрывающие характер нового для тебя места. Деньги - дело наживное, и долги раздам, зато впитаю тут максимум возможного, ведь не на черновик живем, во второй раз я сюда уже вряд ли поеду. Моя поездка с новой для меня фирмой оказалась дороже, чем изначально планируемая, но и получила я гораздо больше. В таких поездках серьезная экономия не идет на пользу делу.
В этот день Байкал открылся-доверился. Хотя казалось, что ещё поиспытывает :) С ним тут все на «Вы», мне пока достаточно прикоснуться, уважительно, бережно, осторожно. Чтобы и он меня принял как свою.
День прекрасный!!
Завершился чудесным общением с членами группы. Люди из разных городов - Москва (две семейные пары и я), двое интеллигентных и умных мужчин из Питера, семья из Ярославля с детьми, девушка из Нижнего, ещё одна семейная пара из Тюмени. Все очень приятные.
Было ощущение, что мы сдружимся к концу поездки. Так и оказалось. Все разного возраста, но было гендерное равенство. У предыдущего организатора в группе были обычно одни женщины сложного жизненного периода и характера :) Довольно скоро в этой поездке я стала ощущать радость от решения отказаться от услуг этого человека, которые он всегда позиционирует как его огромное достоинство и наше везение. Так и пишет "как вам со мной повезло" :)
А мне повезло, что я освободилась от человека, с которым за собственные деньги часто ощущаешь себя виноватым за то или другое, чуть не обязанным ему за его "самую лучшую организацию" :)
Так Байкал начал меня радовать подтверждением правильности следования своей интуиции.
39

|
</> |