Пушкин против «Записок Самсона, парижского палача»

И с какой стати "Записки Самсона, парижского палача", о выходе которых громко извещали все французские журналы,
вызвали у Пушкина желание написать критическую статью "О записках Самсона".
Великий Самсон
Шарль-Анри Самсон (вообще-то Сансон, Charles-Henri Sanson, но Пушкин его называл Самсоном и я буду как Пушкин)
был потомственным французским... палачом.
Четвёртым в династии палачей-Самсонов по прозвищу Великий Самсон.
Начало 160-летней династии палачей положил в 1684 году его прадед, назначенный на эту должность Людовиком XIV.
Родился Анри Самсон в 1739 году.
Папа - палач, дедушка - палач, а ты кем ты будешь, Анри, когда вырастешь? Как папа?
Нет. Мальчик страстно хотел стать врачом.
Учился в монастырской школе близ Руана, отличался похвальным прилежанием и стремлением к учёбе.
Однако очень скоро кто-то из родителей прознал, что за ремесло у его отца и Анри пришлось покинуть школу.
Продолжил обучение частным образом и настолько хорошо, что смог поступить на медицинский факультет Лейденского университета.
Но не успел отучиться и года, как отца разбил паралич.
Семья осталась без средств к существованию. Младший брат был мал для продолжения семейного ремесла.
Анри пришлось бросить медицину и по праву старшего сына принять на себя отцовские обязанности палача.
И выполнял он эти обязанности почти 40 лет с 1757 года по 1796.
Скорее всего, Анри Самсон так бы и умер просто одним из Самсонов, если бы именно во время его служения плахе
не случилась бы Великая французская революция 1789 года, когда - в буквальном смысле - головы полетели.
В том числе монаршие: Людовика XVI и Марии-Антуанетты; Шарлотты Корде и Робеспьера и сотни...
Всех их казнил Великий Самсон.
Как раз к этому времени подоспело изобретение гильотины:более гуманное орудие казни, нежели все прежние.
Самсон участвовал в изобретении - представил свои чертежи.
А потом тщательно тестировал изобретение: тренировался на овцах, перерубал тугие снопы,
так что к 1793 году - времени массовых казней французской аристократии, и он и гильотина были хорошо сработаны...
Пушкин против
Его статья «О записках Самсона» была напечатана в «Литературной газете» в конце января 1830 года.
Большая выдержка - "Этого должно было ожидать. Вот до чего довела нас жажда новизны и сильных впечатлений...
Мы не довольствовались видеть людей известных в колпаке и в шлафроке, мы захотели последовать за ними в их спальню и далее.
Когда нам и это надоело, явилась толпа людей тёмных с позорными своими сказаниями.
Мы кинулись на плутовские признания полицейского шпиона...
Не доставало палача в числе новейших литераторов.
Наконец и он явился, и к стыду нашему, скажем, что успех его «Записок» кажется несомнительным.
Не завидуем людям, которые, основав свои расчёты на безнравственности нашего любопытства,
посвятили своё перо повторению сказаний, вероятно, безграмотного Самсона.
Но признаемся же и мы, живущие в веке признаний:
с нетерпеливостию, хотя и с отвращением, ожидаем мы «Записок парижского палача»..."
Насчёт безграмотности Самсона Пушкин ошибался.
Но и мемуаров Самсон не оставлял, типа разговора с Людовиком XVI у гильотины:
- Как же так? Получается, я сейчас одним ударом прерву 800-летнюю династию? - Делай своё дело, не болтай!
После Самсона осталось много технических записей - как содержать в порядке инструменты и прочее.
А вот авторами (анонимными) этих беллетристических записок были Бальзак и некий бойкий,
сомнительной репутации литератор Леритье де Леном.
Сейчас бы это называлось фейковые мемуары...
Так что наш гениальный Пушкин (в качестве публициста) уже тогда, в своём прекрасном далёке,
предугадал расцвет наших фейковых новостей и стремление любой ценой добыть скандальные истории.
И чем безнравственнее и чернушнее - тем лучше.
Поэтому и написал уже в следующей аналогичной статье "О записках Видока" (окончание статьи):-
"Сочинения шпиона Видока, палача Самсона и проч.
не оскорбляют ни господствующей религии, ни правительства, ни даже нравственности в общем смысле этого слова;
cо всем тем нельзя их не признать крайним оскорблением общественного приличия.
Не должна ли гражданская власть обратить мудрое внимание на соблазн нового рода,
совершенно ускользнувший от предусмотрения законодательства?"
(bold -мой, с общественным приличием сейчас у нас тоже большой напряг)