Пушкин об искусственном интеллекте

Александр Сергеевич, конечно, не остался в стороне от обсуждения
этой проблемы: сможет ли машинный разум заменить человека при
выполнении творческой работы?
Иначе какой был бы из Пушкина классик?
Пушкин рассматривал вопрос ИИ в той сфере, какая была ему самому
наиболее близка, а именно — в сфере стихосложения.
О чём и написал произведение, названое им «Египетские ночи».
О чём там?
Чарский — молодой петербуржец, не стеснённый в средствах, благодаря полученному наследству. Однако Чарский ещё и поэт:
Жизнь его могла быть очень приятна; но он имел несчастие писать и печатать стихи. В журналах звали его поэтом, а в лакейских сочинителем.
Увлечение поэзией доставляло Чарскому некоторого рода неприятности, но он не мог с этим ничего поделать, не мог отказаться от привычки рифмовать слова, ибо был подвержен приступам вдохновения, когда стихи сами рождались у него в голове и...
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Словом, дар поэзии, сходящий на человека свыше и, конечно, не имеющий ничего общего с холодным бухгалтерским разумом электронных устройств.
Однако ж он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал истинное счастие.
То есть таинственный миг творчества, божественное озарение,
природа которого скрыта от глаз людских и не подвержена
математическим расчётам.
Холодный Сальери поверил алгеброй гармонию и проиграл
живому Моцарту.
И вот тут-то Чарский сталкивается с возможностями искусственного интеллекта.
ИИ предстаёт перед ним в виде самом непрезентабельном:
На нём был чёрный фрак, побелевший уже по швам; панталоны летние (хотя на дворе стояла уже глубокая осень); под истёртым чёрным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз; шершавая шляпа, казалось, видала и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе — за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами и мышьяком.
— Что вам надобно? — спросил его Чарский на французском языке.
«Что вам надобно?» — спрашиваем и мы, но уже по-русски вслед за поэтом.
Тук-тук-тук!
На пороге стоит ИИ, предъявляющий претензии на ту деятельность, что
всегда считалась прерогативой человека.
Тук-тук-тук!
Я ИИ (говорит он) и я готов заменить человека в поэзии и...
Далее по списку.
У Пушкина ИИ выведен под именем импровизатора.
Невзрачный, приземлённый, рассуждающий не о порывах души и
возвышенном, а о бытовых нуждах и озабоченный лишь возможной
прибылью Импровизатор однако выдаёт стихи.
Стоит только задать ему тему, сформулировать запрос, как поступают
сейчас пользователи нейросетей.
Чарский восклицает:
Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно. Итак, для вас не существует ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?.. Удивительно, удивительно!..
Ни труда, ни беспокойства...
Вариации словосочетаний, перебираемые почти мгновенно и тут же
представляемые на суд публики.
Щёлк!
Пока, конечно, нейросеть не выдаёт ещё что-нибудь
удобоваримое.
По крайнеё мере, мне слышать не доводилось.
Но, глядишь...
Пушкин не дописал «Египетские ночи» и вот, глядишь, ИИ когда-нибудь сможет закончить за поэта эту повесть.
И мы, глядишь, воскликнем тогда:
Ай да ИИ, ай да сукин сын!
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет.
|
</> |