"Пушкин - наше всё". Солнце русской поэзии в портретах
— 07.06.2015Александр появился на свет в Москве 6 июня на стыке столетий, впитав в себя кровь двух рас. Пушкин - наш современник, так как мы говорим его языком. В этом главная его заслуга, и потому с полным правом поэт Аполлон ГРИГОРЬЕВ назвал его «наше все». Анна Ахматова писала: «Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, члены высочайшего двора постепенно начали именоваться пушкинскими современниками… Он победил время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха…" Пушкин вместил в себя всё русское и саму Россию. Он и огромен, как Россия, победившая время и пространство.
Художник Тропинин написал замечательный портрет, что висит теперь во Всесоюзном музее А. С. Пушкина. Этот портрет заказал Тропинину сам Пушкин. Когда художник пришёл в дом к Александру Сергеевичу, он застал играющим его со щенками. Они совсем недавно родились прямо у поэта в комнате и забавно повизгивали. Пушкин смеялся. Умное, подвижное, очень живое лицо — отмечает Тропинин. Такого лица он ещё не видел. Скорей, скорей сделать набросок.
Василий Андреевич достаёт дощечку, краски, кисть. Работает
увлечённо, быстро. Совершенно необходимо, чтобы будущий портрет был
правдив. Высокий лоб. Мягкие вьющиеся волосы. Бакенбарды, чуть
прикрывающие щёки.
Глаза у Пушкина голубые, чуть выпуклые. Длинноватый нос, слегка
приплюснутый книзу. А рот крупный, губы толстые, вытянутые
вперёд.
Проходят дни за днями: наброски, этюды...И наконец портрет
закончен. Поэт сидит у небольшого стола. Положил на край руку и
задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых, голубых глазах
какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжён,
даже морщина легла между бровей. Губы словно шепчут
что-то.
Не о таком ли своём состоянии он написал?
И пробуждается поэзия во мне...
...И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Вольно повязан чёрный галстук, воротник белой рубашки свободно открывает шею. Пушкин в халате, он дома, он работает. Каштановые кудри, коричневый халат, коричневый фон за спиной. Сине-серые отвороты халата, голубые тени на воротнике рубашки. И почти на всём лежит мягкий золотистый оттенок. Портрет Пушкина — лучший из лучших портретов Василия Андреевича Тропинина.
Тропинин В.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.)
Многие художники при жизни поэта создавали его портреты. Да и сам
поэт часто рисовал свой профиль пером и чернилами на полях рукописи
рядом со стихами. Рисовал эти автопортреты быстро и очень похоже.
Поэт признавался, что рука его чертит машинально:
Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует
Близ неоконченных стихов
Ни женских ножек, ни голов...
Ссылка на http://www.hrono.ru/text/2003/lebed0311.html
Но великому поэту особенно нравился портрет, который висел в его
петербургской квартире на Мойке, а сейчас находится в Третьяковской
галерее. Автор этого портрета знаменитый русский художник Орест
Кипренский. «Себя как в зеркале я вижу...» — написал Александр
Сергеевич об этом портрете. Кипренский сумел понять Пушкина. Он
угадал его печали, его мысли о свободе, его мечты...
Высокая благородная светлая дума поэта передана Кипренским в
портрете. Нимало не заблуждаясь относительно «арапского безобразия»
своего лица, Пушкин отмечает здесь объективность, реалистически
правдивую «зеркальность» портретной характеристики, данной
Кипренским.
Из всех художников, творивших в пушкинское время, именно Кипренский наиболее популярен и в наши дни. И это прежде всего потому, что его кисть навечно сохранила облик величайшего русского поэта.
В 1827 году, когда Кипренский создал портрет Пушкина, поэт был
автором не только романтических «Цыган», но и «Бориса Годунова» и
«Евгения Онегина». Портрет был написан в доме Шереметевых на
Фонтанке. Его заказал Дельвиг, «художников друг и советник».
Кипренский начал работу над ним, вероятно, в последних числах мая,
вслед за Тропининым, написавшим поэта весной этого же года в
Москве. http://nearyou.ru/kiprensk/27Pushkin.html
Мы невольно вспоминаем стихи поэта: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу...» Всего одну деталь добавил Кипренский: на втором плане картины, за спиной Пушкина он изобразил скульптуру богини с лирой в руках. Её называют музой поэзии. По преданию, эта богиня вдохновляет поэтов на создание прекрасных стихов. И богиня щедро одарила поэта. «Пушкин — великий поэт, он — Гений!» Ссылка на http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=809
|
</> |