Пушкин и Пугачёв
puffinus — 12.06.2011
Теги: Пугачева
В контексте недавних разговоров о Пушкине, связанных с его днём
рождения, суммирую некоторые свои мысли.
Должен сразу оговориться: в своей оценке этого автора я в целом
согласен с Писаревым. То есть Пушкин для меня великий стилист,
создатель русского литературного языка - но ничего сверх этого. Его
язык выше всяких похвал - но что он этим языком говорит? Да, в
принципе, ничего особенного. Болтает всякие милые пустяки про
бобровые воротники, чьи-то ножки и ланиты Хариты. Пушкин,
подобно своему Онегину, может прикинуться Мельмотом,
космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой - потому что
сам по себе он никто.
На мой взгляд, мало-мальские серьёзное произведение у Пушкина одно
- "Медный всадник". Тут он и в самом деле затронул тему, которая
была актуальна для общества в то время - и актуальна по сей день.
Тот же "Евгений Онегин" - ни разу не "энциклопедия русской жизни",
а просто рассказ о похождениях гламурного небыдла. Кстати, судя по
всему, так оценивал это произведение и сам автор: "Пою приятеля
младого и множество его причуд". Разумеется, это произведение стоит
читать, но ради одного только эстетического удовольствия. Зато оно
будет огромным.
Но этот пост, собственно, о другом. Он о классовой ограниченности,
ярким примером которого является наше всё. И это наиболее наглядно
видно на примере как раз того пушкинского произведения, о котором
принято говорить, что там показана правда обеих сторон -
"Капитанской дочки".
Пушкин-то как раз смотрит на мир только и исключительно как
дворянин. Его глаза в принципе не способны воспринимать те лучи,
которые находятся за пределами дворянского диапазона. А диапазон
этот не сказать чтобы очень уж широк.
Вот "правду Гринёва", то бишь дворянскую, я в "Дочке" вижу очень
хорошо. Автор чувствует с ним своё родство - Гринёв с Машей вполне
могли бы быть дедом и бабкой Пушкина. А вот какую-то иную правду
Пушкин не то что принять - даже вообразить не способен. Поэтому
выразитель альтернативной точки зрения, Пугачёв, изображён у него
симпатичным и обаятельным, но вполне заурядным бандитом.
Вспомните тот переломный момент в повести, когда Гринёв прямо
заявляет Пугачёву, что не может признать его Петром III. Казалось
бы, императору Емельяну I самое время сказать: "Считаешь
меня злодеем и душегубом? Напрасно. Я ведь не просто убиваю людей -
я сражаюсь за <�что-нибудь достойное и благородное>". Вместо
этого Пугачёв спрашивает: "А разве нет удачи удалому?".
Согласитесь, позиция чисто разбойничья. При следующей встрече он же
рассказывает Гринёву сказку про орла и ворона - где опять-таки
подаётся уголовный взгляд на жизнь. Гринёв замечает: "Жить
убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину". И что же
отвечает Пугачёв? А он молчит, как Чарли Чаплин. В реальности,
созданной воображением Пушкина, он ничего ответить не может -
такого ответа не может быть по определению.
А теперь присмотримся к взаимоотношениям этих двух персонажей.
Пугачёв не просто щадит Гринёва - он пасует, даже, можно сказать,
склоняется перед ним. Гринёву прощается всё, даже прямой обман (о
происхождении Маши). И дело тут вовсе не в заячьем тулупчике.
Просто нравственный поединок между ними - заведомо неравный.
За спиной Гринёва стоит дворянская честь, верность долгу, присяге,
воспитанное поколениями пренебрежение к смерти. Плюс к тому -
большая, но чистая любовь. Реально Гринёвы такими и были -
красивыми, гордыми, благородными. И при этом владели живыми людьми,
как скотом. Тот же Петруша мог бы, храня возвышенную любовь к Маше,
невозбранно брюхатить дворовых девок. Они ведь не люди, они
холопки. Это только позднее Карамзин сделает эпохальное открытие -
что и крестьянки, оказывается, любить умеют (надо же, кто бы мог
подумать).
У Гринёва, стало быть, есть всё это. У Пугачёва нет ничего, кроме
разбойничьего кредо - "хоть день, да мой". Несложно угадать, за кем
останется победа.
Всё очень просто: Пушкин дворянин, и Гринёв дворянин.
Дворянство же может существовать только в рамках определённого
порядка. И тот, кто на этот порядок покусился - преступник и
злодей. Почему он так поступил, что подвигло его на это? Merde
вопрос: погулять он решил, пограбить, хоть раз напиться живой
крови. Всего и делов.
"Капитанская дочка", кстати, роднит Пушина с Лавкрафтом. Тут
тоже видно ощущение тёмной и непонятной бездны (в роли которой
выступает крестьянская Россия), в которой обитают всякие Ктулхи и
Азатоты. Постичь их логику невозможно - их нужно просто
бояться.
Разумеется, классовая ограниченность - вещь нормальная, в том
числе и для писателя. Но нужно твёрдо отдавать себе в этом отчёт,
читая его произведения.