ПУÁНТЫ


“Пуантами называются женские балетные туфли, которые позволяют танцовщице встать на кончики пальцев.
Само слово произошло от французского pointe, что
означает «острие». Прототипом первых пуантов многие исследователи
считают мягкие атласные туфли с прямоугольным носом, которые носили
знатные дамы в Европе на рубеже XVIII—XIX веков.
Первые упоминания о танцах на пуантах связаны с именем
балетмейстера Шарля Дидло. Считается, что впервые балерина встала
на пальцы в его балете «Зефир и Флора». Юрий Бахрушин писал:
«Женский классический танец в этот период достиг большого
расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление
«положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло». А французский
критик Кастиль-Блаз в одной из своих статей сообщал: «Мы узнаем
из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких
мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь
доселе невиданная».
Новый эффектный прием сначала использовали исключительно для
романтических возвышенных партий: на пуанты вставали феи, богини,
нимфы. Балерины, исполнявшие партии обычных девушек, танцевали на
полупальцах или в туфлях на небольших каблуках.
Первые пуанты не были похожи на современные, поскольку у них не
было жесткого носа. Мягкие туфли набивали тканью, чтобы уменьшить
риск травмировать пальцы. Первой обувь с жестким каркасом надела
Мария Тальони. 12 марта 1832 года она вышла на сцену в балете
«Сильфида» и станцевала весь спектакль на пуантах.
Первой русской балериной, вставшей «на пальцы», была Авдотья Истомина — танцовщица, о которой Александр Пушкин писал в «Евгении Онегине». Она была ученицей Дидло,
когда знаменитый хореограф работал в Петербурге.
Техника танца на пуантах развивалась на протяжении всего XIX
столетия, вместе с ней менялись и сами туфли. Появился так
называемый «пятачок» — плоское завершение туфли, которое придавало
обуви устойчивость. Его, как правило, изготавливали из дерева и
покрывали мягкой тканью. В XX веке у пуантов появился «стакан»:
часть туфли, закрывающую пальцы, стали для придания нужной
жесткости пропитывать крахмальным клеем.