Птицы на выставке о Каспаре Давиде Фридрихе



«Лебеди в камышах» (ок. 1832), Каспар Давид Фридрих
Впервые мотив лебедей Фридрих использовал в одноименном этюде около 1820 года, эта работа хранится в доме-музее Гёте во Франкфурте-на-Майне. Немецкий искусствовед Хельмут Бёрш-Зупан выдвинул версию что появление в творчестве Фридриха настолько необычного мотива — вызвано впечатлением, которое оказал на художника сборник стихотворений «Лебедь» (1816) немецкого драматурга и поэта Отто Генриха фон Лебена . Картина была написана около 1832 года, поскольку в этом году была показана публике в Праге, на выставке, устроенной пражским меценатом Алоизом Кларой.
В начале 1832 года картина была отправлена в Россию, поскольку была приобретена Дворцовым правлением для одного из императорских дворцов; по прибытии в Санкт-Петербург была помещена в Знаменский дворец, а после смерти Николая I перевезена в Ропшинский дворец, откуда в 1928 году была передана в Государственный Эрмитаж[2]; с конца 2014 года выставляется в здании Главного Штаба в зале 352.

«Летящая сова» (ок. 1837), Каспар Давид Фридрих
(рисунок приобретен цесаревичем Александром Николаевичем при посредничестве Василия Жуковского)
Уже упоминала о том, что в 1835 году (в 61 год) Фридрих пережил инсульт, после которого так и не восстановился полностью, правая часть тела не слушалась, он больше не мог писать маслом и ограничивался небольшими рисунками сепией. Мотив смерти и смертности всё чаще проявляется в его произведениях.
Как будто такая же сова, только уже на могиле о_О

«Сова на могиле» (1837) – одно из последних произведений художника, которого считали угрюмым и болезненным, в том числе из-за "мрачных картин".

Образ окна появляется и в других эрмитажных работах Фридриха. Например, в рисунке «Сова в амбразуре готического окна» (около 1836) птица возникает на границе между двумя мирами как знак ночной мистической жизни. Её глаза рифмуются с бледной округлой луной и архитектурными элементами окна готической формы.
Ещё несколько "птичьих" картин на выставке принадлежат перу других художников, но, очевидно, последователей Каспара Давида.

«Орел на вершине скалы». Создана по оригиналу Каспара Давида Авдотьей Петровной Елагиной в 1820-х гг.

#птицыпочетвергам