Псков. Часовня Святой Анастасии Римлянки.

Вновь продолжу свой рассказ о поездке в Псков. Утром второго дня мы направились к часовне Святой Анастасии Римлянки. В свое время я уже писал об этой часовне, однако в прошлую поездку я смог осмотреть ее только снаружи, а в этот раз мы заранее договорились об экскурсии внутри нее (стоит она, кстати, довольно скромно - 1300 рублей с группы). Так что в сегодняшнем посте будет более подробный рассказ об этом здании.

История часовни начинается в 1710-м году, когда Псков посетила эпидемия "моровой язвы". Одним из традиционных средств "лечения" эпидемии было строительство по обету часовни (построить ее требовалось за день). Именно так и поступили во Пскове и поставили деревянную часовню в честь Анастасии Римлянки. Установили ее у начала дороги в Прибалтику (эпидемия во Псков пришла из Риги). Вскоре часовню перестроили в камне и о том, как она выглядела, мы можем судить по этому фото:

В 1911-м году во Пскове строится первый постоянный мост через реку Великую. Часовня мешала его строительству, а поскольку после ее обследования выяснилось, что сама она уже пришла в ветхость, было решено снести ее и взамен построить новую.

Проект часовни разработал известный русский и советский архитектор А. В. Щусев.

Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года.


В 1913-м году стены часовни были расписаны псковским художником-реставратором Г. О. Чириковым по эскизам Н. К. Рериха.

19 июня 1924 года решением Псковского губисполкома часовня была закрыта, обезглавлена и превращена в торговый киоск. А весной 1969-го года началось строительство нового Ольгинского моста, взамен старого. Часовня при этом мешала проезду самосвалов, и было решено в недельный срок убрать ее.

К счастью, археологам удалось затормозить работы по сносу (по некоторым байкам не обошлось и без помощи универсальной русской валюты) и доказать, что в часовне сохранились фрески по эскизам Рериха. Часовня получила статус памятника архитектуры.

Правда вариант сохранения ее был выбран не лучший - ее решено было спустить на землю и поставить на берегу реки. Среди вариантов ее сохранения был и проект (его нам показывал экскурсовод) где она сохранялась на уровне моста (этот проект был хорош еще и тем, что пешеходная лестница для входа на мост не перечеркивал фасад дома Батова), но он стоил дороже и решено было сэкономить.

Часовню отпилили от фундамента (фактически она являлась вершиной каменного столба, который доходил до уровня старого моста) и краном спустили вниз. А поскольку кранов нужной грузоподъемности не было, ее пришлось распилить пополам.

Часовне восстановили барабан с куполом, правда сделали это неточно и его форма отличается от исходной. По словам экскурсовода, на момент восстановления изобразительных материалов еще не нашли, делать надо было срочно, поэтому сделали несколько вариантов проекта завершения и пригласили псковских старожилов, которые еще помнили часовню. Те выбрали тот вариант, который, как им казалось, наиболее близок к исходной часовне, его и реализовали.

Также была нарушена и ориентация часовни (ее развернули на 90 градусов против часовой стрелки).

Кстати, что интересно, проект моста оказался неудачным. Из-за ошибки в расчетах началась деформация моста и его пришлось укреплять дополнительными сваями (широкие сваи трапециевидной формы - исходные, а узкие прямоугольные сваи - поставлены позже). Как сказал нам экскурсовод, есть легенда, что инженер, создавший этот проект моста (он был типовым), в итоге покончил с собой.

Теперь посмотрим фрески, которые и спасли часовню. Потолок:


По углам часовни изображены ангелы ветров, защищающие мир от "ветров земных":







Над входом - Спас нерукотворный:


А на боковых стенках дверного проема - псковский Троицкий собор и на его фоне коленопреклоненные святые князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей.

В люнетах окон еще две иконы. По словам экскурсовода, Рерих согласовывал их с видом из окна. Над окном, выходящим на реку - Богоматерь (один из излюбленных художественных образов в творчестве Рериха - "Богоматерь над рекой жизни"):


Над другим окном - Святой Николай (учитывая, что в окно как раз видна была майолика на доме Батова, изображающая древний Псков, святой Николай как бы покровительствовал городу.

|
</> |