Психологические проблемы современных мужчин или побочные эффекты феминизма

топ 100 блогов psyomsk04.02.2023

В фильме скандально известного итальянского режиссёра Марко Феррери “Последняя женщина” (1976) хорошо показана мужская психология в контексте изменения гендерных ролей из-за сексуальной революции. Режиссёр уже в то время осознал те зарождающиеся метаморфозы в отношениях между мужчиной и женщиной, которые сейчас так явно дают о себе знать. Этот откровенный и натуралистичный фильм очень важен для понимания психологии современных мужчин, т.к. знаменует собой крах традиционной маскулинности в современном мире и триумф феминизма и матриархата.

В начале киноленты показывается большой завод с трубами – это намёк на индустриализацию и урбанизацию, которая внесла свой вклад в изменение роли мужчины в обществе и наложила свой отпечаток на мужскую психологию.

Главный герой фильма Жерар (Жерар Депардье) – молодой мужчина, который работал на заводе инженером. Из-за кризиса его сокращают с работы. Он один воспитывает сына, его жена стала феминисткой и ушла от него, чтобы избежать “бытового рабства”. Жерар по своей натуре бабник, он прост и естественен в своём поведении. Жерар хорошо готовит и ухаживает за сыном – он достойно справляется с выполнением женских обязанностей.

Забирая ребёнка с детского сада, он знакомиться с няней Валери (Орнелла Мути) и сближается с ней. Валери – современная свободная женщина, она легко заводит новые отношения, уйдя от немолодого Мишеля, который понимал её и заботился о ней. У неё невротический характер с перепадами настроения (эмоциональная лабильность), она порой сама не знает, чего хочет. Она временно поселяется у него в квартире, ухаживая за его сыном – это для неё как хобби, так она реализует свой материнский инстинкт в отсутствии своих детей. Жерар, выйдя из ванны, показывает в шутку Валери свой половой орган, намекая ей, что он мужчина в самом расцвете сил. (По этой причине подростки так любят рисовать фаллосы на стенах, партах и др. местах – это символ утверждения и культивации формирующегося мужского начала. Так они пытаются заявить окружающим о зарождении своей маскулинности).

После того, как они вымыли ребёнка, Жерар требует у Валери, чтобы теперь она занялась им. Ему нужно женское внимание и секс чтобы чувствовать себя полноценным и значимым мужчиной, он тяжело переносит одиночество. В один из дней Жерар говорит Валери, что раз мы вместе, мы должны разговаривать, чтобы понять друг друга. Валери равнодушно относится к его словам, а Жерар тем временем вдыхает запах её вагины и восторгается им. (Этот небольшой эпизод хорошо показывает известное заблуждение, которое любят распространять женщины-психологи о том, что нужно обсуждать проблемы в отношениях. Женщины не особо любят рефлексирующих мужчин, поэтому попытка Жерара поговорить по душам закончилась ничем. Секс отсрочил проблему недопонимания на неопределённое время. Пока она ему “даёт” – нет причин для особого беспокойства). Занимаясь сексом, Жерар натирает свой член и после полового акта дезинфицирует его антисептиком. Валери, наблюдая за этим, спрашивает его, что же он будет без него делать – это женская отсылка на то, что мужчинам нужно только одно и вся их жизнь крутится вокруг фаллоса, благодаря которому они доминируют.

Покинутый Валери Мишель тяжело переносит разрыв отношений и иногда даёт о себе знать. Жерар из-за этого устраивает сцены ревности, ведь появление другого мужчины в жизни его женщины воспринимается как вызов его мужскому самолюбию и угроза для его уникальности и незаменимости, даже если это её бывший.

В один из дней появляется биологическая мать его сына с подругой, и она начинает заботиться о ребёнке, упрекая Жерара в его несостоятельности как родителя. При этом она настраивает Валери против Жерара, говоря ей, какой он неприятный и эгоистичный человек и что ей не стоит связывать свою жизнь с ним. Жерар, чтобы показать женщинам своё могущество, берёт на кухне колбасу и изображает ей свой фаллос, прыгая перед ними как бабуин – так он демонстрирует свою доминантность. Бывшая жена начинает злиться и пинает колбасу ногой, Жерар в ответ пытается ударить её колбасой, но у него не получается. Они успокаиваются. Через пару минут подруга жены режет колбасу на кухне и собирается её есть – это намёк на то, что времена меняются и время самцов кончается.

Когда бывшая жена ушла, Валери сказала, что отчасти она права, потому что все мужчины эгоисты и собственники, намекая Жерару, что она не всегда будет с ним. (В этой сцене хорошо показана женская солидарность даже среди потенциальных соперниц в отстаивании своих коллективных женских интересов).

Жерар перемещается по городу на мотоцикле, в этих сценах показано крупным планом его лицо. Данные сцены символизируют его бессмысленность жизни и деятельности, которая ни к чему не приводит. Его жизнь зациклена в суете бесконечных дней. Семена сомнения и безысходности уже посеяны в его душе и всё это он держит в себе.

Однажды Жерар решает сделать из дерева большую пушку на колёсах (которая символизирует фаллос) для сына. Показывая изготовленную игрушку бывшей жене и Валери (они подружились между собой), которые занимались в это время с его сыном, он видит равнодушие и безучастность с их стороны. Эта сцена демонстрирует утрату мужского влияния и лидерства.

По телевизору он видит демонстрацию феминисток и зовёт Валери, рассказывая ей, что его жена связалась с ними и после этого ушла из семьи. Валери поддерживает феминисток в их стремлении стать свободными, а Жерар ёрничает над ними, пародируя их лозунги. Валери стягивает с него полотенце и, показывая на пенис, говорит ему, что “без этого вы никто”. При этом она упрекает его, что он не понимает её и не ласкает в свободное от секса время. Жерар пытается найти утешение и разрядку на стороне, но и там терпит разочарование.

В один из дней он видит своего соседа, который уезжает на охоту. Жерар тут же бежит к его жене, которая является его любовницей. Она отказывает ему в близости. Он оскорблён и взбешён этим отказом и уходя демонстративно хлопает дверью.

Жерар предлагает Валери строить серьёзные отношения и семью, но она говорит ему, что это всё уже не актуально, намекая ему на устаревшие патриархальные установки, которые “страшнее одиночества”. Они ссорятся, она бьёт его молотком в плечо, а он в ответ избивает её и валит на пол, заодно целуя.

Из-за того, что жизнь главного героя сведена к удовлетворению своих физиологических потребностей, он понимает, что больше не может соответствовать и поддерживать представление о себе как мужчине. Жизнь для него теряет всякий смысл. Из-за изменения роли женщины в обществе он не может понять происходящее и это ставит его в тупик. Жерар чувствует себя “патриархом несуществующей семьи”, все возможности его исчерпаны и он начинает понимать, что как прежде уже не будет. Выпив для храбрости, он берёт электрический нож и отрезает себе пенис…

Данный фильм хорошо показывает современные тенденции в сфере отношений. Название киноленты “Последняя женщина” поначалу может вызвать недоумение, ведь в центре фильма жизнь мужчины. Смысл такого названия в том, что с изменением роли женщины в социуме меняется и сам мужчина и весь уклад традиционной семьи. Отсюда вытекает взаимная неприязнь и обида: женщины упрекают мужчин в пассивности и безответственности, а мужчины упрекают женщин в меркантильности и сумасбродстве. В итоге мы получаем войну полов. Поэтому и мужчины и женщины в блогах любят сейчас доказывать, как хорошо жить одному (“жизнь соло”).

Жерар по своему психологическому типу имеет ригидную психику, поэтому ему очень сложно адаптироваться к изменениям. Так и многие современные мужчины испытывают недоумение от всей этой ситуации связанной с феминизацией женщин. Чтобы хоть как-то адаптироваться к новой реальности мужчины стали проповедовать и культивировать идеи “мужского движения”, которые являются накоплением и систематизацией коллективного субъективного опыта взаимодействия с эмансипированной женщиной. Мужское движение является глубинным и зеркальным ответом на феминизм, оно является формой самозащиты для мужчин от символической кастрации. Сам факт популярности этих идей говорит нам о том, что они помогают мужчинам понять специфику современных отношений и выстраивать свою стратегию взаимодействия с противоположным полом. Это яркий пример житейской (бытовой) психологии.

Обстоятельства поставили Жерара в безвыходное положение, поэтому от отчаяния он совершил радикальное действие, отрезав себе половой орган. Это был аутоагрессивный бунт против новых устоев. Но в жизни всё может быть по-другому: агрессия может направиться на окружающих людей. В этом плане есть парадокс: феминизм с одной стороны борется с домашним насилием, но с другой стороны он ставит мужчин в новые условия, в которых они порой не знают, как действовать. Ведь старые нормы уже не актуальны, а новые они не понимают и/или не принимают. Всё это может закончиться внезапной вспышкой насилия, которая пополнит статистику криминальных преступлений.

_____________

Не забудьте подписаться на мой Телеграм-канал. Там много интересного и неоднозначного контента.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодня день необычных для меня фотографий-) Фильтрую публику. Следить за новостями (+): Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16—26 апреля . Последнее интересное в блоге: - Как учиться управлять светом ...
Праздник Рождества Христова занимает в православной церковной традиции особое ...
Украинские журналисты, отправляясь на Донбасс, проходят жесткий инструктаж, дабы не раскрыть военные тайны и т.д. Недавно были разработаны инструкции, основанные на американском опыте сотрудничества СМИ и ВС США. В Институте массовой информации Украины недавно разработаны правила для ж ...
Когда-то здесь стояло серое монументальное здание, построенное в советском стиле, подчеркивающее имперский дух, но мало что из себя представляющее с точки зрения исторической ценности и архитектурного шедевра. То была гостиница «Россия». На Западе ее считали чуть ли не символом СССР. Что ...
В Украине монету Ауреус Римского (древнеримская золотая монета, название происходит от лат. aurum - золото) на аукционе продают за 1,15 млн грн. Лот выставлен на аукционе Violity, его разместил харьковский коллекционер. "Ауреус Римского узурпатора Караузия, чрезвычайно редкая ...