Прозрение Багдада
irek_murtazin — 10.12.2015Турецкое военное присутствие, внезапно возмутившее официальный Ирак, длится со времен Саддама Хусейна.
Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади обратился к генсеку НАТО Йенсону Столтенбергу и потребовал повлиять на Турцию, чтобы она вывела свои войска с территории Ирака. Речь про турецкий военный контингент численностью до 150 человек, перешедший турецко-иракскую границу и прибывший в район иракского города Мосул.
Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана это требование возмутило. В интервью телеканалу «Аль-Джазира» он заявил: «Турецкие солдаты находятся в лагере в районе Башика (район рядом с Мосулом) по просьбе самого Хайдера аль-Абади, с которой он обратился в 2014 году. Я сейчас спрашиваю: почему он молчал с 2014 года?»
Удивительно, что Ирак только сейчас «заметил» присутствие
турецких военных на своей территории.
Дело в том, что еще в 1997 году Турция при поддержке США создала на территории Ирака целую сеть миротворческих баз для обеспечения мира между конкурирующими Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана. В Ираке тогда находились до пяти тысяч турецких солдат.
К началу века турецкий контингент в Ираке сократился до полутора тысяч человек. Основные силы были сосредоточены на бывшем военном иракском аэродроме в Бамерни, где турки сосредоточили не только пехоту, но также танки и вертолеты.
В 2012 году Багдад решил, что турки должны покинуть Ирак. Но Анкара это заявление проигнорировала. К весне 2015 года, по сведениям наших источников в военной разведке Сирии, на территории Ирака находились около сорока танков и около тысячи военнослужащих турецкой армии.
Выходит, что турецкие военные уже полтора десятилетия, еще со времен Саддама Хусейна находятся на территории Ирака и это не сильно смущало официальный Багдад. Возможно, теперь Ирак обеспокоен ростом прямого экономического сотрудничества Турции и Иракского Курдистана.
Напомним, по данным министерства природных ресурсов
Курдистана в августе 2015 года автономия экспортировала в
Турцию 14,7 млн баррелей нефти, в сентябре объем поставок вырос на
27%, до 18,6 млн баррелей. А до конца 2015 года Иракский Курдистан
намерен увеличить экспорт нефти в Турцию до 900 тыс. баррелей в
день, загрузив на полную мощность 970 километровый нефтепровод,
берущий начало в иракской провинции Киркук и ведущий в турецкий
порт Джейхан.
Читайте также:
Зачем иракским курдам гнать в Турцию бензовозы,
если они поставляют туда сырье по нефтепроводу?
Одновременно усилилась турецкая поддержка суннитов. Как в Ираке,
так и Сирии. В том же интервью телеканалу «Аль Джазира» Эрдоган
заявил: «Что будет с суннитами? Там находятся сунниты-арабы,
сунниты-туркмены, сунниты-курды. Они должны чувствовать себя в
безопасности».
Вполне возможно, что Багдад предполагает: под прикрытием борьбы с ИГИЛ (террористической организацией, деятельность которой запрещена в России), Анкара может нарастить свой военный контингент на территории Ирака. А это может спровоцировать иракских курдов на требования или еще большей автономии, или даже собственной государственности.
На фоне обострения отношений Турции и Ирака появились данные о том, что под эгидой США на территорию Сирии и Ирака вводится 100-тысячный контингент сухопутных войск Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Иордании.
Эта «информация» очень похожа на «вброс» со стороны Ирака. «Утечка» произошла из Багдада. Именно иракское информагентство сообщило, что о возможной масштабной операции против «Исламского государства» стало известно после переговоров между американским сенатором Джоном Маккейном и премьером Ирака, которые состоялись в конце ноября. Якобы Маккейн заявил, что в Вашингтоне все уже решено.
Возможно, что эта «информация» предназначена исключительно для России. Чтобы Россия опередила антитеррористическую коалицию во главе с США и первой ввела в Сирию сухопутные подразделения Вооруженных Сил России. Но как неоднократно заявляло Министерство обороны, участие сухопутных подразделений российской армии в военной операции в Сирии не планируется. И обострение отношений Ирака и Турции едва ли может повлиять на это решение. А вот появление на территории Ирака самолетов Воздушно-космических сил России вполне возможно. Если с такой просьбой обратиться официальный Багдад.
Ирек Муртазин
Специальный корреспондент
На снимке: Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади.
Фото: The British Foreign and Commonwealth Office
|
</> |