Прототипы
miss_tramell — 15.12.2014 Если читатель узнаёт себя в герое романа, у него есть три варианта действий.1) Устыдиться.
2) Пойти исправиться.
3) Забить автору стрелку.
Когда я была маленькая, мне очень нравился персонаж Незнайка. Маленький такой, сука, юркий, на всё и всегда у него есть решение. Одно плохо -- дурак. В детсадовской группе у нас был такой, Олежкой звали.
-- Во, ты дурак, -- говорю ему как-то, -- Как Незнайка, вылитый!
Олежка почему-то обиделся. Наверное, не хотел быть дураком и Незнайкой. Начал кидаться песком во всех, потом заплакал, упал и стал сучить ножками-ручками по земле.
Прошло много лет, как-то раз Олежка напился на жаре, упал и помер от теплового удара. Ну, всё, как и предсказывал Носов: от Солнца оторвался кусок и треснул им по башке дурака.
Спрашивается, кто виноват и нужно ли обижаться на Носова?
Для чего вообще нужна литература? Автор, рассмотрев прототип сквозь лупу, описывает типичный для многих случай. Показывает события, объясняет мотивы поступков героя. Желательно, без прикрас, потому что нет ничего более глубокого и удивительного, чем сама наша жизнь. Чем ближе литературный герой к прототипу, тем полнее его образ -- глубже, правдивее.
Большое счастье, когда автор может сдержать свою фантазию в рамках и описать собития так, как это было в жизни. Тогда и получаются отличные книги, зарисовки, рассказы -- независимо от формы, в которой описан герой.
Люди типичны и часто скучны. Мы думаем, что уникальны, на самом же деле, оригинальность -- удел немногих. Похотливая пьяная дрянь, бросающая ребёнка и мужа ради секса с экзотом, не является чем-то новым и удивительным. Оглянитесь: среди своих знакомых вы обязательно найдёте такую.
В этом и есть главная цель любого литературного произведения: показать типичного представителя и объяснить мотивы его действий так, чтобы читатель посмеялся над ближним или, узнав в персонаже себя, устыдился и исправился. В этом заключается воспитательная роль литературы.
К сожалению, люди разучились читать. Из самой читающей страны мы превратились в потребителей непотребностей. Выросло целое поколение тех, кто не умеет правильно воспринимать печатное слово.
Какие варианты были у похотливого бабуина, который узнал себя в герое моего поста об измене с аборигеном-экзотом?
Я озвучивала их выше: устыдиться, прикрывшись подушкой, исправиться или накинуться на меня за то, что мне удалось попасть не в бровь, а в глаз. Последний вариант -- самый животный, ведь ни стыдиться, ни исправляться люди-бабуины не умеют и не хотят.
Да, они знают, что что-то не так в их жизни, их поведение далеко от того, что можно назвать приемлемым и приличным. Но исправляться они не хотят. Вместе с тем, они не хотят, чтобы кто-то знал, видел их без прикрас, включая мужа, подруг и виртуальных знакомых.
С прототипом недавнего поста, например, поссорились все знакомые из реальной жизни. Осудили, брезгливо отошли и помыли руки. Но по логике бабуинов виноватыми могут быть все, но только не они сами. Весь мир против них, а они все из себя такие оригинальные "лидеры мнений" -- упорото-непонятные.
Об интеллектуальном уровне таких "мненюков" легко судить по их реакции на происходящее.
Вместо того, чтобы заняться ребёнком, которого бабуин не видел полгода, стареющая распутница не выкисает из интернета и радостно находит способ бросить дочь на второй же день своего пребывания дома. Скулёж в комментах и стрелка в кафе -- это выход из суровой реальности.
Я не люблю героев передачи Андрея Малахова, но тут, по-моему, в самую пору проводить тест ДНК.
|
</> |