Протодиакон Андрей Кураев как зеркало Московской Патриархии
excurs — 04.01.2014 "В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви». Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении." - из решений Учёного Совета МДА от 30.12.2013 http://www.mpda.ru/news/text/2027629.htmlПеред этим о. Кураев был исключён из состава Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ МП.
Не скажу, что я симпатизирую о. Андрею, поскольку он твёрдо и решительно стоит на сергианско-экуменических позициях МП, также мне крайне не понравилась его весьма беспринципная роль "чёрного пиарщика" при выборах нынешнего патриарха (2009 год), но то, что это человек умный, знающий, яркий и достаточно независимый - бесспорно. Талантлиый и находчивый полемист-популяризатор, умеющий разговаривать с современными людьми на их языке, без "церковной" патоки и без прилизанного официоза.
Вот что пишет сам Кураев diak_kuraev:
"по прежнему считаю, что "официальная позиция РПЦ" по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом. В Церкви есть библейские заповеди, есть вероучительные догматы, есть церковные каноны. Но "официальная позициия" по вопросам текущей политики - это то, .что узкий круг церковных руководителей публично говорит государственному руководству. Когда это касается не очевидных церковных нужд или вопросов морали, а становится комментарием к текущей политической жизни, понятно, что комментарии сами обретают характер достаточно партийных суждений. И именно поэтому они не могут обладать статусом внутрицерковной обязательности, ибо церковь объединяет людей исключительно на основе единства веры, а не на основе политических симпатий или антипатий.
Обычно такие (по своему необходимые) официальные позиции бывает стыдно вспоминать уже лет через 20 после их озвучивания. Мне помнится старая московская история: в 1987 году московский настоятель отказался зачитывать послание патриарха Пимена к годовщине октябрьской революции. И пояснил сослужителям: "Из этого послания следует, что 7 ноября важнее, чем 7 января".
В общем - я не изменился. Церковь меняется..."
Такой человек, без сомнения, очень неудобен официозу (хоть церковному, хоть какому другому). Чашу терпения, видимо, переполнила публичная поддержка, которую оказал о. Андрей студентам-жертвам гомосексуального скандала в Казанской духовной семинарии, а также его размышления о власти (по каконам - весьма скромной) первенствующего епископа в поместной Церкви. Терпение лопнуло и система заорала: "Вон!!!!!" Заметьте, не Церковь, а именно бюрократическая система с пресловутой вертикалью власти, в которую не вписывается даже лояльный, но нормальный умный живой человек со своим собственным мнением. А это уже диагноз системе.
|
</> |