Прот. Вячеслав Рубский о consensus patrum
danuvius — 17.01.2024
https://re-orthodox.org/rubskiy/consensus-patrum/
Некоторые цитаты -- под катом.
После Воплощения и Вознесения Христа, место Его наместника
оказалось пусто. Это не было случайной оплошностью, которую мы
должны исправить; не было злым умыслом, который мы должны
изобличить. Такова природа христианства первых веков: оно, как
хорошее пиво, не было рассчитано на столетия хранения... О ложной
надежде на скорую парусию писали много и по-разному, но это не
проблема, которую можно решить, не изменив христианства, которое
должно было утратить аутентичность.
Сама идея consensus patrum – это идея магическая, идея
языческая. В компьютерной игре Gothic 2 в определённый момент нужно
собрать всех магов в одну точку, чтобы суметь наложить самое
сильное заклятие. Они не могут это сделать по отдельности, а вот
все вместе – способны. Вот эта определённая магическая составляющая
(все соберутся, сработает суперэффект и они обязательно произнесут
истину) и заложен в consensus patrum. Как говорится, все мухи не
могут заблуждаться…
Я говорил и всегда говорю: одним из позоров истории Церкви
является мощная традиция сжигания сочинений еретиков.
И вот этот материалистический принцип как бы выгоняет Святого
Духа из Церкви, уже не нуждается в Нём. Он предполагается когда-то
существовавшим в устах святых отцов неких, а сегодня вместо Него
нам предлагается стопка книг и анафематизмов. Так скажите мне, кто
хоронит Бога усерднее всего? Конечно же, церковники со своим
принципами Consensus patrum, Ex opere operato, Sola Scriptura и им
подобными.
Наконец, почему все так поспешно согласились с самой идеей
«согласия отцов»? Почему отцов? Даже формально Церковь стоит «на
основании апостолов и пророков». Понятно, что кому-то учёный
президиум подошёл бы больше, но мы-то как не заметили, что вместо
Церкви нам предложили к анализу перечень очищенных текстов и
биографий их авторов из рафинированного списка святых. Церковь
преемствует Церкви, а мы проглотили идею, что список святых прошлых
веков преемствует списку святых позапрошлых веков. Это же
практическое развоплощение Церкви! В катехизисе написано, что
Церковь – это не епископы, а народ. А у народа вера весьма отстоит
от догматических формул и в большинстве своём не знакома с
ними.
У нас уже и таинства сами собой отправляются, и не важно,
какой у нас священник или патриарх. Важно, чтобы формулы были
правильные. А как определить правильные? Подсчётом голосов по
методике consensus patrum. Ждите, что вам скажет собор или что вам
скажет патриарх, и ваш центр духовности окажется где-то в Москве, в
Киеве или ещё где-то.
Религия, к которой мы устремились сейчас, пришла к созданию такой
системы, которая бы не нуждалась в Боге, чтобы у неё не было
компонента, где Бог бы действовал.
Остается непонятным, однако, что же есть истина? Что Христос есть
Истина -- мало поможет при конкретных вопросах и проблемах. Если
Церковь (и что такое и где эта Церковь?) не знает истину и не есть
ее "столп и утверждение", если истина диалектична, меняется со
временем на прямо противоположную и т.п. -- то как же ее
обнаружить?
В итоге приходим к "постмодернизму" (истиной можно считать все, что
вздумается) или агностицизму. Единственной альтернативой остается
"махровый фундаментализм" (ценой отказа от мыслительного
процесса).
P. S. Следует заметить, что Рубский не следует научным правилам и
не всегда делает нужные ссылки, что те или иные тексты ему не
принадлежат. Например, он цитирует без ссылок эту статью, где Артем
Григорян (нынешний автор ютуб-канала "Метапозиция") излагает
мнение Тареева:
https://bogoslov.ru/article/6028406 Нужно сказать,
что этой статьи Тареева я не читал ко времени диспута и что на
удивление полное совпадение моей позиции с мнением Тареева
объясняется научным и "неангажированным" подходом к изучению
святоотеческих текстов. Правда, может быть и иное объяснение -- что
Артем делал конспект статьи Тареева под влиянием моего диспута с
Максимовым ;)