Пространства Андрея Васнецова

В Российской академии художеств немного запоздалая выставка «Пространства Андрея Васнецова». Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009) известен как художник-монументалист, автор скульптурных композиций, оформитель фасадов и интерьеров общественных зданий Москвы и других городов.

Год 100-летия со дня рождения Андрея Васнецова уже ознаменовался несколькими выставочными показами, раскрывающими грань его творчества – станковую живопись. Это и экспозиция картин мастера в составе выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в ГТГ и «Живопись Андрея Васнецова. Метафизика бытия» в выставочном зале Пушкинского музея, о которой я уже писала. Данная же выставка демонстрирует произведения и станкового (из собрания В. Некрасова), и монументального искусства (фото А. Ремизова), эскизы, натурные зарисовки и наброски художника. Также представлены работы его учеников в разделе «Педагогика».

Один из активных шестидесятников и создателей так называемого «сурового стиля» Андрей Васнецов является внуком знаменитого русского живописца, профессора Императорской Академии художеств Виктора Васнецова. Художник обладает особым художественным видением, которое находит воплощение в сложных пространственных композициях. Его живописно-пластический язык всегда узнаваем: реалистический с точки зрения формы, он обобщён и монументален; аскетичная цветовая палитра, обогащённая многочисленными колористическими нюансами, построена на акцентах и контрастах.

Андрей Владимирович никогда не скрывал, что его «школу» составляет кубизм, переосмысленный в традициях ВХУТЕМАСа, В.А. Фаворского, К.Н. Истомина, Р.Р. Фалька. Избранный художником вектор опоры на модернистскую классику XX века - наглядное подтверждение музейного статуса васнецовской живописи. Нельзя не отметить исключительное благородство его живописной манеры: без малейшей тени кокетства, дешёвых эффектов любого свойства.

Вот что говорил Васнецов о колорите своей живописи: «Говорят, что в моих холстах много черного. Ну, и что же? Я, например, обращаюсь к 17 веку, Креспи, Латур, ранний Веласкес – все черные», «Пробовал писать многокрасочно – выходит нечто, что меня не устраивает».


Станковая живопись Андрея Васнецова – это сложный синтез старого и нового искусства, традиций прошлого и смелых авторских поисков. Картины Васнецова проникнуты философским созерцанием окружающей действительности. И, конечно, их формальные свойства и внутреннее содержание обусловлены временем, в котором художник жил и работал.





Главным же мотивом пейзажной живописи художника стало подмосковное Абрамцево. Традиция, связанная с этим важным в жизни и творчестве Васнецовых местом, не была им утрачена. Сначала Андрей Владимирович снимал здесь дачу, а в конце 1980-х годов приобрёл участок и построил дом с мастерской.

И если в абрамцевских пейзажах раннего периода велико звучание натурного мотива, то со временем появляется символическая иносказательность: в картинах «Лестница» (1970) и «Мост через реку Ворю» (1993).

Особое место в творчестве художника занимает полотно «Похороны солдата», представленное на выставке вариантом 1978 года. Оно очень личное для Васнецова: его старший брат Юрий долгое время считался пропавшим без вести во время Отечественной войны.

В отличие от окончательного варианта картины (1985, ГТГ), где над головами людей, прямо «в небе», выведены слова: «Здесь воин похоронен неизвестный...», на данной картине хоронят именно Юрия Васнецова. Художник за почти десять лет создал несколько вариантов картины, соединив в них личные переживания и опыт целого поколения людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но в каждом варианте перед зрителем проводы павших на очередной бойне, какие страшным пунктиром прошили всю русскую историю.
А одно из любимых стихотворений Андрея Васнецова «Муза» Е. Баратынского (1829) как нельзя лучше отражает его творчество.

Графический раздел в основном составлен из собрания троюродной племянницы, хранительницы наследия А. Васнецова - Ольги Васнецовой.


Талантливый педагог, Андрей Васнецов с 1975 по 2002 преподавал живопись, графику и рисунок в Московской государственной академии печати, где щедро делился своим огромным опытом и знаниями с молодым поколением. В экспозиции представлен ряд работ учеников художника, на творчество которых он оказал значимое влияние.


Произведения Андрея Владимировича Васнецова открыли новую страницу и в истории отечественного монументально-декоративного искусства, архитектуры. Он создал более 30 росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур в разных городах России и мира.

Проблемы ритма и пространства, рельефа и плоскости решались им как в станковых, так и в монументальных работах. Сам художник указывал на тесную связь этих двух направлений своего творчества: «Если монументальная живопись для меня – гражданская деятельность, то второе – как бы личный дневник художника, правда, без него я не смог бы сделать ничего остального».

И ещё о монументальном искусстве: «Я не разделяю искусство на станковое и монументальное. Без станкового не было бы монументального, и наоборот. Вот и работаю в одном и другом виде, реализуя практически для себя их единство».








Выставка знакомит со всеми гранями личности художника и организована как знак уважения к памяти выдающегося мастера почитателями его таланта, коллегами и друзьями. Куратор выставки от Российской академии художеств: Первый вице-президент РАХ, живописец Виктор Калинин. Со-кураторы: архитектор и художник Александр Ремизов, искусствовед Марина Терехович.
Использованные источники: Материалы выставки; Журнал «Диалог искусства», № 9-10, 2003; Стелла Базазьянц. Мастера советского искусства. А. Васнецов. Москва, Советский художник, 1989; А. Морозов. Наш современник Андрей Васнецов. Журнал Третьяковская галерея, №1, 2024; Джемма Манукян. Андрей Васнецов: в русле традиций. Журнал «Русское искусство», №1, 2024.
|
</> |