Пространства Андрея Васнецова

топ 100 блогов bogachkova1957 — 10.01.2025

В Российской академии художеств немного запоздалая выставка «Пространства Андрея Васнецова». Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009) известен как художник-монументалист, автор скульптурных композиций, оформитель фасадов и интерьеров общественных зданий Москвы и других городов.

Пространства Андрея Васнецова

Год 100-летия со дня рождения Андрея Васнецова уже ознаменовался несколькими выставочными показами, раскрывающими грань его творчества – станковую живопись. Это и экспозиция картин мастера в составе выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в ГТГ и «Живопись Андрея Васнецова. Метафизика бытия» в выставочном зале Пушкинского музея, о которой я уже писала. Данная же выставка демонстрирует произведения и станкового (из собрания В. Некрасова), и монументального искусства (фото А. Ремизова), эскизы, натурные зарисовки и наброски художника. Также представлены работы его учеников в разделе «Педагогика».

Андрей Васнецов. Лошадь с жеребёнком. 1950-1960-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Лошадь с жеребёнком. 1950-1960-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Один из активных шестидесятников и создателей так называемого «сурового стиля» Андрей Васнецов является внуком знаменитого русского живописца, профессора Императорской Академии художеств Виктора Васнецова. Художник обладает особым художественным видением, которое находит воплощение в сложных пространственных композициях. Его живописно-пластический язык всегда узнаваем: реалистический с точки зрения формы, он обобщён и монументален; аскетичная цветовая палитра, обогащённая многочисленными колористическими нюансами, построена на акцентах и контрастах.

Андрей Васнецов. Трудная партия. Федя и Ирина. 1968. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Трудная партия. Федя и Ирина. 1968. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Андрей Владимирович никогда не скрывал, что его «школу» составляет кубизм, переосмысленный в традициях ВХУТЕМАСа, В.А. Фаворского, К.Н. Истомина, Р.Р. Фалька. Избранный художником вектор опоры на модернистскую классику XX века - наглядное подтверждение музейного статуса васнецовской живописи. Нельзя не отметить исключительное благородство его живописной манеры: без малейшей тени кокетства, дешёвых эффектов любого свойства.

Андрей Васнецов. Полка. 1957. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Полка. 1957. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Вот что говорил Васнецов о колорите своей живописи: «Говорят, что в моих холстах много черного. Ну, и что же? Я, например, обращаюсь к 17 веку, Креспи, Латур, ранний Веласкес – все черные», «Пробовал писать многокрасочно – выходит нечто, что меня не устраивает».

Андрей Васнецов. Натюрморт с суповой миской. 1975. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Натюрморт с суповой миской. 1975. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Вольная копия с Франциско де Сурбарана «Святой Франциск». 1962. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Вольная копия с Франциско де Сурбарана «Святой Франциск». 1962. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Станковая живопись Андрея Васнецова – это сложный синтез старого и нового искусства, традиций прошлого и смелых авторских поисков. Картины Васнецова проникнуты философским созерцанием окружающей действительности. И, конечно, их формальные свойства и внутреннее содержание обусловлены временем, в котором художник жил и работал.

Андрей Васнецов. Вольная копия с Фра Беато Анджелико «Благовещение». 1989. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Вольная копия с Фра Беато Анджелико «Благовещение». 1989. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Андроников монастырь. 1970-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Андроников монастырь. 1970-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Боровский монастырь. 1970-е. Оргалит, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Боровский монастырь. 1970-е. Оргалит, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Деревня Новая. 1970-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Деревня Новая. 1970-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Вид из окна на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Вариант. 1980-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Вид из окна на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Вариант. 1980-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Главным же мотивом пейзажной живописи художника стало подмосковное Абрамцево. Традиция, связанная с этим важным в жизни и творчестве Васнецовых местом, не была им утрачена. Сначала Андрей Владимирович снимал здесь дачу, а в конце 1980-х годов приобрёл участок и построил дом с мастерской.

Андрей Васнецов. Мост через реку Ворю. 1993. - Лестница. 1970. Обе: Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Мост через реку Ворю. 1993. - Лестница. 1970. Обе: Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

И если в абрамцевских пейзажах раннего периода велико звучание натурного мотива, то со временем появляется символическая иносказательность: в картинах «Лестница» (1970) и «Мост через реку Ворю» (1993).

Андрей Васнецов. Веранда в Абрамцево. 1998. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Веранда в Абрамцево. 1998. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Особое место в творчестве художника занимает полотно «Похороны солдата», представленное на выставке вариантом 1978 года. Оно очень личное для Васнецова: его старший брат Юрий долгое время считался пропавшим без вести во время Отечественной войны.

Андрей Васнецов. Похороны солдата. 1978. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Похороны солдата. 1978. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

В отличие от окончательного варианта картины (1985, ГТГ), где над головами людей, прямо «в небе», выведены слова: «Здесь воин похоронен неизвестный...», на данной картине хоронят именно Юрия Васнецова. Художник за почти десять лет создал несколько вариантов картины, соединив в них личные переживания и опыт целого поколения людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но в каждом варианте перед зрителем проводы павших на очередной бойне, какие страшным пунктиром прошили всю русскую историю.

А одно из любимых стихотворений Андрея Васнецова «Муза» Е. Баратынского (1829) как нельзя лучше отражает его творчество.

Андрей Васнецов. Женщина в национальном костюме. 2000-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.
Андрей Васнецов. Женщина в национальном костюме. 2000-е. Холст, масло. Собрание В. Некрасова.

Графический раздел в основном составлен из собрания троюродной племянницы, хранительницы наследия А. Васнецова - Ольги Васнецовой.

Андрей Васнецов. Этюды к картинам: «Деревня Новая». 1990-е. - «Зеркало». 1990-е. - «Вид из окна на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь». 1980-е. Все: Бумага, акварель. Собрание О.А. Васнецовой.
Андрей Васнецов. Этюды к картинам: «Деревня Новая». 1990-е. - «Зеркало». 1990-е. - «Вид из окна на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь». 1980-е. Все: Бумага, акварель. Собрание О.А. Васнецовой.
Андрей Васнецов. Этюд к картине «Портрет Насти Васильцевой». 1990-е. Бумага, акварель. Собрание О.А. Васнецовой.
Андрей Васнецов. Этюд к картине «Портрет Насти Васильцевой». 1990-е. Бумага, акварель. Собрание О.А. Васнецовой.

Талантливый педагог, Андрей Васнецов с 1975 по 2002 преподавал живопись, графику и рисунок в Московской государственной академии печати, где щедро делился своим огромным опытом и знаниями с молодым поколением. В экспозиции представлен ряд работ учеников художника, на творчество которых он оказал значимое влияние.

А. Дубов. Натюрморт с сырами. 2001. Холст, масло. Собственность автора.
А. Дубов. Натюрморт с сырами. 2001. Холст, масло. Собственность автора.
А. Ремизов. Двое на скамейке. 2024. Холст, акрил. Собственность автора.
А. Ремизов. Двое на скамейке. 2024. Холст, акрил. Собственность автора.

Произведения Андрея Владимировича Васнецова открыли новую страницу и в истории отечественного монументально-декоративного искусства, архитектуры. Он создал более 30 росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур в разных городах России и мира.

Андрей Васнецов. Советские люди – покорители космоса. 1966-1967. Смальта. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Андрей Васнецов. Советские люди – покорители космоса. 1966-1967. Смальта. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Проблемы ритма и пространства, рельефа и плоскости решались им как в станковых, так и в монументальных работах. Сам художник указывал на тесную связь этих двух направлений своего творчества: «Если монументальная живопись для меня – гражданская деятельность, то второе – как бы личный дневник художника, правда, без него я не смог бы сделать ничего остального».

Дворец пионеров. Москва. 1958-1962. Андрей Васнецов. Рельеф «Музыка» на фасаде концертного зала. 1961. Совместно с Ю. Александровым, И. Александровой, Т. Соколовой, В. Элькониным.
Дворец пионеров. Москва. 1958-1962. Андрей Васнецов. Рельеф «Музыка» на фасаде концертного зала. 1961. Совместно с Ю. Александровым, И. Александровой, Т. Соколовой, В. Элькониным.

И ещё о монументальном искусстве: «Я не разделяю искусство на станковое и монументальное. Без станкового не было бы монументального, и наоборот. Вот и работаю в одном и другом виде, реализуя практически для себя их единство».

Кинотеатр «Октябрь». Москва. 1967. Андрей Васнецов. Мозаика на аттике здания. Совместно с Н. Андроновым, В. Элькониным.
Кинотеатр «Октябрь». Москва. 1967. Андрей Васнецов. Мозаика на аттике здания. Совместно с Н. Андроновым, В. Элькониным.
Тульский академический драматический театр. 1970. Андрей Васнецов. Скульптурная композиция «Музы» перед театром. Совместно с И. Васнецовой, Д. Шаховским.
Тульский академический драматический театр. 1970. Андрей Васнецов. Скульптурная композиция «Музы» перед театром. Совместно с И. Васнецовой, Д. Шаховским.
Здание МХАТ на Тверском бульваре. Москва. 1972-1973. Андрей Васнецов. Декоративные фонари.
Здание МХАТ на Тверском бульваре. Москва. 1972-1973. Андрей Васнецов. Декоративные фонари.
Андрей Васнецов. Скульптуры «История транспорта». Тольятти. 1975-1979.
Андрей Васнецов. Скульптуры «История транспорта». Тольятти. 1975-1979.
 Новое здание редакции газеты «Известия». 1975-1977. Андрей Васнецов. Мозаика «Человек и печать». Совместно с Н. Андроновым.
Новое здание редакции газеты «Известия». 1975-1977. Андрей Васнецов. Мозаика «Человек и печать». Совместно с Н. Андроновым.
Здание представительских помещений посольства СССР в Бонне. ФРГ. 1985-1989. Андрей Васнецов. Шпалеры «Пейзажи Отечества». – алый банкетный зал. В соавторстве.
Здание представительских помещений посольства СССР в Бонне. ФРГ. 1985-1989. Андрей Васнецов. Шпалеры «Пейзажи Отечества». – алый банкетный зал. В соавторстве.
Инженерный корпус ГТГ. Москва. 1987-1993. Андрей Васнецов. Декоративное убранство фасадов. Совместно с А. Ремизовым, А. Кохановым, Ю. Егоровым, Р. Коньковым, А. Трубачеевой.
Инженерный корпус ГТГ. Москва. 1987-1993. Андрей Васнецов. Декоративное убранство фасадов. Совместно с А. Ремизовым, А. Кохановым, Ю. Егоровым, Р. Коньковым, А. Трубачеевой.
Гранд-Отель Марриотт. Москва. 1995-1997. Андрей Васнецов. Гобелены «История Москвы». Совместно с А. Булгаковым, А. Кохановым.
Гранд-Отель Марриотт. Москва. 1995-1997. Андрей Васнецов. Гобелены «История Москвы». Совместно с А. Булгаковым, А. Кохановым.

Выставка знакомит со всеми гранями личности художника и организована как знак уважения к памяти выдающегося мастера почитателями его таланта, коллегами и друзьями. Куратор выставки от Российской академии художеств: Первый вице-президент РАХ, живописец Виктор Калинин. Со-кураторы: архитектор и художник Александр Ремизов, искусствовед Марина Терехович.

Использованные источники: Материалы выставки; Журнал «Диалог искусства», № 9-10, 2003; Стелла Базазьянц. Мастера советского искусства. А. Васнецов. Москва, Советский художник, 1989; А. Морозов. Наш современник Андрей Васнецов. Журнал Третьяковская галерея, №1, 2024; Джемма Манукян. Андрей Васнецов: в русле традиций. Журнал «Русское искусство», №1, 2024.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у vinauto777 в Ехать в Крым, али не ехать? Цитата:     Я мотался туда в прошлом августе и собираюсь повторить в этом. В Керчи вы полюбите Российскую дорожную отрасль. Сразу. И поймете причину всеобщей поддержки местного населения присоединения ...
Из интервью кинорежиссера Александра Сокурова изданию "Аргументы и факты" . ...
7 августа 1983 года вышел "Born Again" - одиннадцатый студийный альбом английской хэви-метал группы Black Sabbath. Это первый и единственный альбом, записанный группой с вокалистом Иэном Гилланом, наиболее известным по работе с Deep Purple. Кроме того, это был последний альбом Black ...
хочется записать, чтобы через месяц легче было сравнить ощущение до и после и понять, были мы на пороге успеха или провала. весной, после удачного (особенно по сравнению с 6 классом)  окончанием 7 класса Митя добился от нас, чтобы мы перестали контролировать процесс его учебы. то ...
В первые минуты ознакомления с продукцией покупатель обращает внимание именно на упаковку. Судите сами по себе, если упаковка более привлекательна, вы начинаете тщательно изучать товар, и в конечном результате его покупаете. То есть производителю нужно продумать все до мелочей, даже ...