В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его
аспирантка Мэри Тюдор провели эксперимент с участием 22 детей-сирот
из Дэвенпорта.
Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине
детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и
правильно они говорят.
Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор,
не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их
речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате
эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем
с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились
все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их
жизни.
Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от
общественности из страха повредить репутации Джонсона. Тем более
что результаты были сомнительными.
Автор Гретхен Рейнольдс 16 марта 2003 г.
.....В любом случае,незаикающиеся дети начали вести
себя как заикающиеся. «Все дети в этой группе проявили явные
поведенческие изменения, - писала Мэри Тюдор в своем отчете, -
которые были направлены в сторону
образцов поведения сдерживающих, застенчивых, смущенных
реакций, проявляемых многими взрослыми заикающимися в ответ на свою
речь. У них была тенденция к тому, что они стали менее
разговорчивыми». Они также во время сеансов с ней и перед
исследователями переминались с ноги на ногу, шептали, щелкали
пальцами, сглатывали, ахали и сжимали рот. Они выглядели как
заикающиеся, хотя говорили хорошо.
Кажется маловероятным, что человека можно заставить
заикаться. Можно вызвать сопровождающие заикание явления - тики,
волнение и самоконтроль речи. Этому можно научить и
закрепить. Но клиническое заикание не может быть вызвано таким
способом. Оно или существует, или нет. Теория Джонсона не
была подтверждена.
После того, как Мэри Тюдор представила свою законченную
докторскую диссертацию в августе 1939 года с посвящением Джонсону,
диссертация сразу канула в безвестность. Джонсон не стал ее
публиковать, что он часто делал со отчетами своих студентов. Он не
включил его в свои другие всеобъемлющие базы исследований
заикания в Университете Айовы. Только в 2001 году отчет стал
известен в национальной прессе, в серии статей в газете Mercury
News в Сан-Хосе....
В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения
всем пострадавшим в ходе исследования. А в 2007 году 6
участников
(дожили таки) эксперимента получили
компенсацию от штата Айова в размере $925,000
***
Ещё были из наиболее известного и как на мой взгляд сильного:
"Стэнфордский тюремный эксперимент"
"Третья волна"
"Эксперимент Лэндиса"
***
Самый известный эксперимент в СССР, где, почему-то, без всяких
тюрьм и прочих плёток с шокерами доказано влияние толпы.
Фильм "Быть как все"
В Советском Союзе тоже проводили психологические
эксперименты. Основное отобразили в фильме.
Содержание.
Нападение
Перед студентами проводится лекция. Лектор объясняет, что
показаниям свидетелей не следует доверять, так как людям
свойственно ошибаться. Внезапно врываются несколько человек, одни
стреляют из автоматов в воздух, другие хватают и уводят лектора,
затем все быстро уходят. Разумеется, это инсценировка. Вернувшийся
невредимым лектор просит студентов описать только что произошедшие
события. Студенты дают самые различные и противоречивые показания:
кто во что был одет из нападавших, кто чем вооружён, как нападавшие
увели лектора и сколько нападавших было вообще. Одна студентка даже
«опознала» одного из нападавших, с полной уверенностью узнав его в
одном из дежуривших сотрудников милиции.
Учёный или убийца
Психолог (В. Мухина) выбирает добровольцев из аудитории и
приглашает их в отдельную комнату, затем вызывает по одному.
Каждому демонстрируется один и тот же портрет пожилого человека,
только одним психолог говорит, что это видный учёный, другим же
представляет его как преступника. Задача испытуемых — составить
психологический портрет этого человека. В зависимости от того,
каким образом был представлен изображённый человек, испытуемые
находят в чертах его лица положительные или отрицательные признаки,
присущие учёным или преступникам.
Эксперимент «Обе белые»
На столе две пирамидки: чёрная и белая. Трое детей по
договоренности с экспериментатором утверждают, что обе пирамидки
белого цвета. На внушаемость проверяют четвёртого ребёнка.
Большинство детей соглашаются и повторяют, что обе пирамидки белые.
Однако, когда ребёнка просят взять чёрную пирамидку — он берёт
чёрную, несмотря на то что только что назвал обе белыми.
Сладкая солёная каша
Каша в тарелке на три четверти посыпана сахаром, а один
участок сильно пересолен. Детям по очереди дают попробовать кашу с
одной и той же тарелки и спрашивают какая она на вкус. Первым трём
достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая.
Четвёртому ребёнку (являющемуся испытуемым) достаётся пересоленный
кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что
каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются
от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.
Портреты
Группе студентов показывают пять разных портретов пожилых
людей. Предлагается выяснить, есть ли среди представленных
портретов разные фотографии одного и того же человека, и указать
их. Однако все присутствующие, кроме одного (испытуемого), должны
утверждать по условиям эксперимента, что две фотографии непохожих
людей принадлежат одному человеку. Каждый пытается аргументировать
свою позицию. Испытуемые часто, несмотря на то, что сначала
определили портреты как непохожие, соглашаются с аргументацией
большинства.
«Обе белые» среди взрослых
Те, кто согласился по поводу портретов с мнением большинства,
участвуют в тесте с двумя пирамидками, чёрной и белой. Подставные
люди называют обе пирамидки белыми. Несмотря на явную абсурдность и
далеко не детский возраст, некоторые испытуемые называют чёрную
пирамидку белой.
Тир
Эксперимент проводится среди школьников. Испытуемому
предлагается сделать выстрел в тире. Если он выстрелит в левую
мишень, то автомат кинет на стол рубль, который школьник сможет
забрать себе, если же в правую мишень — то рубль упадёт в копилку и
пойдёт на нужды класса. Светящимися точками отобразятся места, куда
якобы попадали одноклассники, стрелявшие до этого. Испытуемый
остаётся один перед мишенями, и после включения автомата загорается
16—17 точек на левой мишени и 2—3 на правой. Тем не менее 80 %
учеников стреляют в правую мишень, отдавая рубль на нужды
класса.
Ремейк В 2010 году режиссёром Всеволодом Бродским
для канала ТВ-3 был снят ремейк фильма 1971 года. В фильме
отображены те же самые эксперименты, за исключением эксперимента с
тиром. Вместе с тем, ситуации рассматриваются в этом фильме более
детально. Например, в эксперименте с портретами показано, что
некоторые люди не соглашаются с мнением большинства не из-за того,
что имеют собственное мнение, а просто из-за своего желания идти
наперекор.