Простенькая задачка с собеседований

Если у стола отпилить угол, то у него станет на один угол больше. |
Логический парадокс. |
Напоминаю, что полная подборка задач с собеседований доступна
по соответствующей
метке.
![]() |
Слово «решка» происходит от слова «решётка». Так выглядел аверс пятикопеечной монеты 1727 года. |
Ещё одна логическая задачка с собеседований. Простенькая, но тем не менее позволяющая отсеивать совсем неадекватных.
Все знают, как сделать выбор одного из двух равновероятных вариантов при помощи идеально сбалансированной монеты: одному из вариантов присваивается соответствие «орла» (той стороны, где герб), второму — «решки» (той стороны, где номинал). Монета подбрасывается; выбирается тот вариант, соответствующая которому сторона оказалась верхней при падении монеты.
А как сделать выбор одного из трёх равновероятных вариантов?
Первым в голову приходит решение «если выпал орёл, то вариант А, а если решка, то подбрасываем монету снова, чтобы выбрать между вариантами Б и В». Но легко увидеть, что вариант А при этом выпадает в 50 % случаев, а вариантам Б и В остаётся только по 25 %, что не соответствует требованию равной вероятности.
Правильное решение:
Назначаем
вариантам А, Б и В номера от одного до трёх. Подбрасываем монету
трижды. Если все три раза выпали орёл или решка, начинаем заново;
иначе, согласно принципу Дирихле,
результат одного и только одного броска отличается от двух других.
Будет выбран тот вариант, чьё число соответствовало порядковому
номеру этого броска.
Результат броска | Выбранный
вариант
|
Вероятность | ||
---|---|---|---|---|
№ 1 | № 2 | № 3 | ||
Орёл | Орёл | Орёл | Перебрасываем | 12.5 % |
Орёл | Орёл | Решка | В | 12.5 % |
Орёл | Решка | Орёл | Б | 12.5 % |
Орёл | Решка | Решка | А | 12.5 % |
Решка | Орёл | Орёл | А | 12.5 % |
Решка | Орёл | Решка | Б | 12.5 % |
Решка | Решка | Орёл | В | 12.5 % |
Решка | Решка | Решка | Перебрасываем | 12.5 % |
Очевидно, вероятность выбора любого из трёх вариантов строго равна 25 %, и ещё в 25 % случаев придётся начать серию бросков заново.
Исходя из вероятностей, вполне допустим и другой вариант решения: бросаем монету дважды, затем, если выпало два «орла», перебрасываем, иначе в случае «орёл-решка» выбираем вариант А, в случае «решка-орёл» — вариант Б, а в случае «решка-решка» — вариант В. Это решение тоже вполне подходит, хоть и хуже предыдущего, потому что в предыдущем варианте выбор не привязан к тому, что на самом деле выпадает на монете; важен только порядковый номер броска, результат которого отличался от результатов двух других.
Задача со звёздочкой: предположим, монета не совсем сбалансирована и выпадает орлом в 40 % случаев, а решкой — в 60%. Выбор одного из двух вариантов с помощью такой монеты тоже очевиден: бросаем дважды, орёл-решка — вариант А, решка-орёл — вариант Б, иначе бросаем заново. Как с помощью такой несбалансированной монеты осуществить выбор одного из трёх вариантов? Эту задачу я оставлю читателям для самостоятельного решения, хотя, учитывая написанное выше, ответ будет очевидным, ведь он заключается в простом расширении приведённого выше правильного решения.
Я очень люблю, выслушав неправильный ответ на эту задачу, брать реальную монету и начинать подбрасывать её, объяснив кандидату, что перспектива его трудоустройства зависит от результатов броска монетки. Ничто не сравнится с личной мотивацей
|
</> |