Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы
приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной
жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения
Христова.
В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
"В этот день, по установленному в древние времена обычаю,
поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают
православные взаимные обиды и согрешения.
Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на
земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного
спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в
нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это
драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос
Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе
прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны
будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших
многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут
продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к
ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.
Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у
духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и
братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей
день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого
он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят:
"Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о
нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да
простит и помилует всех нас".
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в
порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю,
целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято
кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать:
"Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а
искренне, от всего сердца.
В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи
(«Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся
воскресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе,
которая уже близко.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и
подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по
одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не
возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие
погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы
встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения
за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно,
сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в
преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и
существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со
всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
В дореволюционной России, например, существовал обычай царю
испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал
войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице
полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил
прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить
прощения.
«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у
тех, кого мы вольно или невольно обидели, – напоминал в проповеди
архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Иначе напрасны будут все наши
труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных
земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на
брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о
помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя:
"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец
ваш Небесный" (Мф. 6, 14).
Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости,
день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за
Христом, выполняя все Его повеления?
Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что
простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого
чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя
виновным.
Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить
прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью
и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он
перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас
любви к Нему.
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с
человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам
всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди
Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице
снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и
вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего
преслушания Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая,
кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все
человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь
призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от
беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна
жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы
почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного,
а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от
времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ
рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше
стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир
давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший
заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и
мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость
отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос
Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к
человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий
пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом,
найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами
великого воздержания.
Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением
заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто,
что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это
настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к
покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу
покаяния".
Начинается Великий пост…
|
|
|
|
|