Прощай, челнок.
shurigin — 15.03.2011За событиями на АЭС «Фукусима1» как-то незаметно промелькнула вот эта новость:
Вашингтон. 15 марта. INTERFAX.RU - Национальное аэрокосмическое агентство США в понедельник объявило о заключении контракта с Роскосмосом по покупке за $753 млн двенадцати мест на российских пилотируемых кораблях "Союз" для доставки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) и возвращения с нее в период с 2014 года по июнь 2016 года.
По информации агентства, Роскосмос согласно договору с фиксированной ценой обеспечит подготовку астронавтов к запуску на кораблях "Союз", полетные операции, возвращение астронавтов на Землю после шестимесячного полета и их эвакуацию с места приземления.
НАСА отмечает, что контракт предусматривает запуск на кораблях "Союз" шести астронавтов в 2014 году и шести - в 2015 году. Кроме того, для каждого из двенадцати астронавтов Россия привезет на станцию 50 килограмм грузов, возвратит на Землю 17 килограммов грузов и удалит с МКС около 30 килограммов отходов.
Фактически, это документальное признание полного тупика программы «Space shuttle». 28 июня последний рабочий «челнок» «Атлантис» совершит последний 135-ый полёт в космос после чего будет передан в один из музеев США.
За все тридцать лет эксплуатации системы США так и не смогли реализовать главный принцип и заявленное преимущество программы – многоразовость. Именно многоразовость должна была обеспечить стоимость доставки килограмма груза на орбиту с помощью «Шатла» в одну тысячу долларов. Сегодня стоимость одного килограмма груза, выводимого в космос «Шаттлом» составляет 25 000 долларов, что почти в пять раз дороже, чем килограмм груза выводимого советским «Протоном». Максимальный полезный груз, доставляемый «Шаттлом» на орбиту, — от 14,5 до 29,5 тонны (у «Протона» - 22 тонны), а его стартовая масса — 2 000 тонн («Протон» - 702 тонны), то есть полезная нагрузка «Шаттла» составляла всего 0,8—1,5 процента от полной массы заправленного корабля. У «Протона» составляет 3,1 процента. При этом фактически 85% элементов системы «Шаттл» перед каждым новым полётом должны быть заменены. Согласно экономическим расчетам «Шаттлы» оправдывали бы себя при 40 полетах в год на один образец. Но в реале один «челнок» в год никогда не совершал больше четырёх полётов. А всего за тридцать лет эксплуатации системы «шаттлы» выполнили 135 полётов. Два из них закончились катастрофой и гибелью астронавтов.
Единственное реальное достоинство «шаттлов» - способность в ходе полёта менять орбиту и возвращать с орбиты груз весом до 14 тонн. Эти достоинства максимально были реализованы Пентагоном, в чьих интересах состоялось почти половина полётов. Именно Пентагон и был одним из главных финансистов программы. Но за тридцать лет космическая техника и, в частности спутники, резко уменьшились в весе и размерах, и даже Пентагон утратил интерес к такому дорогому носителю.
Расходы на программу «Space shuttle» были столь огромны, что ещё в начале 80-х НАСА было вынуждено свернуть все остальные пилотируемые программы и, с закрытием программы «Space shuttle», у США фактически не осталось национальных систем, способных выводить человека в космос. Как не крути, но это серьёзный удар по престижу США. Новая система появится у американцев не раньше 2014 – 2016 года. Но у американцев нет «либералов», и никто не заламывает руки на тему того, что «кровавый режим» оставил страну без пилотируемой космонавтики и заставил её идти на поклон к русским…
PS
Система «Space shuttle» была редким шансом разорить даже такую богатую страну как США. Если бы СССР спровоцировал Америку на полномасштабную космическую гонку по программе «Звёздных войн», то расходы только на полёты «шатлов» в рамках реализации первой части программы составили бы сотни миллиардов долларов. Но не вышло…