ПРОРОК


Американский спиритуалист и основатель коммуны «Братство новой жизни» (“Brotherhood of the New Life”) Томас Лэйк Харрис (Thomas Lake Harris), вероятно начало 1900-ых годов.
Каждый из нас наслышан о тоталитарных сектах. Впрочем, они не являются изобретениями наших дней, а происходят родом из седой старины: достаточно почитать Платона (Πλάτων), сэра Томаса Мора (Sir Thomas More) или фра Джордано Бруно (Giordano Bruno), чтобы увидеть в описываемых ими идеальных обществах такую секту, жизнь каждого члена коей строго регламентирована, чем, собственно говоря, и превращена в сущий ад.
Дедушка с седой окладистой бородой и колючими донельзя глазами на представленной выше фотографии – один из таких пророков и лидеров тоталитарных сект, которых особенно много возникло в XIX столетии. Помнится, даже Жюль Верн (Jules Gabriel Verne) под занавес своего великого романа «Таинственный остров» загнал героев в такую вот секту, которую, правда, замаскировал под социалистическую коммуну.
Да, так вот, Харрис. Небольшое описание созданной им общины, взятое из Википедии:
«С начала 1860-х годов Томас Лейк Харрис основал в штате Нью-Йорк сельскохозяйственную общину, в которой его адепты совмещали свои духовные практики с доходным физическим трудом, передавая своё имущество и все заработки своему наставнику, так как он требовал “отказаться от всего мирского”. В 1867 году “Братство новой жизни” присмотрело плодородные земли в 400 милях от Нью-Йорка на берегах озера Эри в Броктоне, где климат позволял разбить виноградники. На приобретение угодий Харрис потратил 250.000 долларов […], примерно 40% этой суммы поступило от Марии и Лоренса Олифантов. В атласе США 1881 года показано 15 ферм, образующих единое хозяйство “Братства”; на железнодорожной станции был построен винный погреб на 65.000 галлонов…».
Упомянутые в цитате Лорэнс Олифэнт (Laurence Oliphant) – британский путешественник и довольно популярный писатель, на момент описываемых событий – конец 1860-ых годов – член Парламента, т.е. человек небедный и влиятельный. В июле 1867 года он сдаёт свои депутатские полномочия и вместе со своей матерью, Марией Олифэнт (Maria Oliphant), отправляется в Америку, дабы вступить в «Братство новой жизни», организатору коего он на протяжении ряда лет жертвовал немалые деньги и, кроме того, используя своё имя и связи, нашёл иных жертвователей из высших кругов британского общества. И по прибытии их ожидало… в общем, читайте сами, что их там ожидало:
«… В Броктоне его поселили в сарае и воспретили общаться с друзьями, уже обосновавшимися в секте, и даже с матерью – леди Олифант. Когда ему разрешили писать, он сообщал, что поразился переменам в Марии Олифант: большую часть его сознательной жизни она лежала на диване, жалуясь на недуги, теперь же стала жизнерадостной и “передвигалась лёгким шагом”. Далее начались “уроки смирения”, когда Олифанта подчинили трём ирландским рабочим, поставив чистить конюшни. Рабочий день начинался в пять утра. Затем его поставили торговать виноградом в деревенской лавке. Зимой сарай Лоренса не отапливался, а “смирение гордыни” становилось всё более и более суровым. Напротив, леди Олифант после окончательного переезда в Броктон стала прислугой в 24-комнатном особняке, где квартировало ближайшее окружение “пророка”, и он сам […] Повседневные работы в терминологии Харриса именовались “Пользованием” (The Use), и фронт обязанностей на каждый день распределял глава общины, который сам физическим трудом не занимался. Впрочем, на Рождество Лоренса с матерью пригласили за стол “пророка”».
Больше интересного – тут.
|
</> |