Пророческое (написано в 1934-м)
pretre_philippe — 07.03.2023
"...Никогда еще не чувствовался и не сознавался с такой остротой
конфликт человека и истории, противоречия истории, как в наше
время, никогда еще человек не был. так беззащитен от процессов,
происходящих в истории, и никогда не был так ввергнут в историю,
так выброшен вовне, так объективирован и так социализирован. И ни
один человек в нашем обществе не изъят из сферы угрожающего ему
исторического свершения, нет более в этом отношении
привилегированных групп людей, происходит уравнение перед фатумом
истории. Человек подвергается угрозе, что у него ничего не
останется для себя, для своей личной, интимной жизни, никакой
свободы его духовной жизни, его творческой мысли. Он оказывается
ввергнут в жизнь огромных коллективов и подчиняется нечеловеческим
приказам. От человека требуют, чтобы он все без остатка отдал
обществу, государству, классу, расе, нации. В этом отношении
мировая война и следующие за ней революционные процессы имеют
метафизическое значение в судьбе человека. Происходит потрясение в
самых первоосновах человеческого существования. Мировая война была
обнаружением накопившегося в человеческом существовании зла,
накопившейся злобы и ненависти. Она объективировала зло, которое
раньше оставалось прикрытым, пребывало как бы в субъективном, а не
в объективном. Война обнаружила лживость нашей цивилизации. Она
мобилизовала все силы человека для объективированного и
социализированного действия, не доброго, а злого. Все для войны.
Война сама по себе была уже и своеобразным коммунизмом, и
своеобразным фашизмом. Она страшно обесценила человеческую жизнь,
приучила ставить ни во что человеческую личность и ее жизнь,
рассматривать ее как средство и орудие фатума истории. И после
войны человек остается мобилизированным, он продолжает исполнять
воинскую повинность, он выброшен вовне, в общество, в государство,
в национальность, в класс, в объективированный мир, и ему не
позволено оставаться в себе, в своем внутреннем существовании,
изнутри определять свое отношение к миру и людям. И что самое
поразительное, так это что человек в молодых послевоенных
поколениях получил к этому вкус, он не чувствует себя насилуемым,
он сам жаждет насиловать в этом направлении. Война воспитала
насильников. Выпущенные на свободу демоны ненависти и
человекоубийства продолжают действовать в мире. Мы увидим, что в
происходящих процессах огромную роль сыграла не только война, но
сила гораздо более длительная, имеющая почти космическое значение,
- техника и технизация жизни. Война обозначила грань, за которой
начинается новая форма коллективного человеческого существования,
обобществление человека. Существенно не то, что происходит процесс
обобществления и национализация собственности и экономики, это
элементарно необходимо и справедливо. Существенно то, что
происходит обобществление и национализация самого человека,
человеческих душ. Этот процесс начался в капитализме, в
капиталистической индустрии. Обуржуазивание человека, с одной
стороны, пролетаризация его, с другой стороны, были смертоносны для
личности, для личного существования. Капитализм есть прежде всего
антиперсонализм, власть анонимности над человеческим
существованием, он обращается с человеком, как с товаром. Все
согласны с тем, что война была обнаружением небратского отношения
человека с человеком, необщности людей, их страшной разъединенности
при внешней сцепленности в железной дисциплине. Но и без великой
войны буржуазно-капиталистический мир был отрицанием всякого
братства, общности, соединенности людей. Человек человеку волк.
Жизнь в капиталистическом мире - волчья жизнь. Война обнаружила,
что нет никакой общности и соединенности людей, кроме прикованности
их друг к другу в казарменной дисциплине. Она обнаружила, как
поверхностен был процесс гуманизации и как малочисленны были слои,
им действительно захваченные. В мировой войне выступали огромные
организованные коллективы, под которыми шевелится хаос. Мировая
война была уже судом над историей, имманентным судом над ней. Она
была беспощадным низвержением иллюзий, величайшим разочарованием в
идеалистическом понимании истории, во всех возвышенных идеях...
Окончательно пошатнулась вера в человека, которой еще жил XIX век.
Вера в Бога пошатнулась еще раньше. Одно последовало за другим. Пал
гуманистический миф о человеке. И под человеком развернулась
бездна. Волчья жизнь в капиталистическом обществе не могла
поддерживать и питать веру в человека. Человек, сам человек
ставится ни во что. Хозяйство, которое должно питать человека, было
не для человека, человек был для бесчеловечного хозяйственного
процесса. Война только договорила, что человек ставится ни во что,
что он перестал быть не только высшей ценностью, но и вообще
какой-либо ценностью. И все почти движения, которые после войны
направлены против капитализма, усвоили себе то же отношение к
человеку, которое было в самом капитализме и в войне. Это и есть
самый характерный процесс нашего времени. Человек не в силах
удержать себя, защитить свою ценность, найти внутреннюю точку
опоры, и он хватается, как за якорь спасения, за коллективы,
коллективы коммунистические или национально-расовые, за
государство, как земной абсолют, за организацию и технизацию жизни.
Человек потерял свою целостность, разорвался на клочья. Из войны
вышли на арену истории человеческие коллективы, массы, которые
выпали из органического строя и лада жизни, утеряли религиозную
санкцию своей жизни и требуют принудительной организации, чтобы не
наступил окончательный хаос и распад. Прежняя органическая,
полурастительная жизнь масс стала невозможной. Все старые
религиозные санкции власти, державшие огромные массы в органическом
порядке, исчезли, в них не верят более. Всякий старый авторитет
власти окончательно уничтожен в современном мире. И это не есть
только процесс отрицательный, через него должен пройти человек,
чтобы окончательно стать на ноги, актуализировать свои силы. Но
замечательно то, что при полном падении всякой религиозной санкции
власти мы живем в очень авторитарную эпоху. Тяга к авторитарному
строю жизни обнаруживается во всем мире, либеральное начало
дискредитировано окончательно..."
И далее в книге
"Судьба человека в современном мире"
Эта книга Н. Бердяева - о "внутреннем апокалипсисе истории".
По словам философа, "
история есть в значительной степени
преступление. Если человек не хочет преступления, то он должен
осуществлять Царство Божье".