Пропавшая и вновь появившаяся визитная карточка Баальбека в графике, живописи,
history_club — 12.08.2024 Образ Храма Бахуса в Баальбеке с полуупавшей, но задержавшейся в падении древней колонной вошел во все головы и книги, посвященные Баальбеку, трудами многих художников, путешественников, военных, фотографов. Роскошная деталь! Как будто сама вечность замерла на мгновение, чтобы дать полюбоваться собой. Храм с полуупавшей колонной, построенный, считается, императором Антонием Пием в 150 году н.э., это визитная карточка Баальбека.Художник, архитектор Луи-Франсуа Кассас, 1799 год.
Художник Василий Поленов, 1882.
Художник Дэвид Робертс, 1839 год.
Художник Антон Перко, 1905 год.
Генерал Фрэнсис Чесни, 1835 год.
Адмирал Чарльз Франкленд, 1829 год.
Писатель Джон Карн, 1836 год.
Художник Хьюберт Саттлер, 1846 год.
И так далее.
Теперь рассмотрим колонну ближе современными средствами.
Одного простого взгляда хватит, чтобы понять, что сама по себе колонна в принципе не может ни падать, ни стоять под таким углом, не разваливая стену.
Просто сравним толщину и соответственно массу колонны храма Бахуса с толщиной стены, поставив рядом для масштаба человека.
Толщина стены видна в этом месте, возле женщины, раскинувшей руки. Колонны с каннелюрами - ложбинками вдоль фуста, окаймляющие недостроенные Пропилеи этого Храма, значительно тоньше 19-ти колонн коринфского ордера вдоль стен и одной "упавшей".
Блоки стены рассыплются как кубики, если на нее действительно упадет или навалится эта мега-колонна.
Но колонна и не наваливается. Вверху она касается стены очень малой площадью. Наверняка там просто стальной стержень, которым зафиксировали колонну, когда монтировали в этом положении.
Совершенно очевидно, что всю тяжесть держит конструкция, уходящая вниз. Мощный стальной стержень, зафиксированный в глубине нижней частью и находящийся внутри тела колонны частью верхней.
Для туристов, ясен пень, стержень закрыт как бы подставкой, сформованной из как бы мрамора. Обратите внимание также на идеально ровный лист на подошве колонны. Листовая сталь, без сомнений, сквозь которую идет стержень в тело колонны и опору. Причем, без мощного внутреннего стержня колонна в принципе не может стоять. Если заметили, она составлена из двух частей, и без сквозного стержня, очень мощного и прочного, эти части неизбежно должны упасть.
Еще одно фото с явным металлическим дном колонны под немножко другим углом.
Другими словами, колонна - самостоятельное изделие индустриальной эпохи. Она в принципе не могла здесь появиться раньше середины 19 века и к памятнику древнеримской архитектуры, появившемуся несколько раньше, не имеет отношения.
Когда она появилась?
Ответить на вопрос поможет выдающийся французский фотограф своего времени Феликс Бонфилс. Бонфилс служил в Ливане, когда в 1860 году увлекся фотографией. В 1867 году окончательно переселился в Ливан, перевез семью, открыл в Бейруте фотомастерскую и стал фотографом Ближнего Востока. В 1860 году он сделал самый удивительный из снимков Храма Бахуса - без упавшей колонны.
Если совместить с нынешним фото, то колонны с очевидностью нет. Пусть не вся, пусть за деревьями, но она обязана быть видна.
Другая фотография с этого негатива.
После этого Бонфилс делал уже общеизвестные снимки Храма. Например этот.
В том же 1860 году итальянский фотограф Танкред Дюма, также живший и работавший в Бейруте, также зафиксировал непривычный облик Храма. Правда, он снимал вовсе не Храм, но он попал в кадр, и на нем с очевидностью еще не монтировали знаменитую колонну.
Хоть и далеко до Храма, но никаких нет сомнений, что колонна отсутствует. Ставим оба фото рядом с современным снимком.
И подобно Бонфилсу, Дюма в том же году снял этот храм в привычном виде, с колонной. Это также говорит о том, что монтировали ее в 1860 году, и оба фотографа были тому свидетелями. Хотя Дюма - в темную.
Ну а Бонфилс не был бы великим фотографом, если бы не оставил в своем наследии еще одно фото жанра "было-стало". Мы уже видели, как он сдал массу автографов строителей древнего Египта на еще сырых элементах их древних объектов и свидетельств формовочных технологий, вплоть до чугунных каркасов архитравов величайшего храмового комплекса в Карнаке, строительство пальмирской Триумфальной арки в индустриальную эпоху, дамские часы эпохи Просвещения на римско-эллинистической скульптуре в древней Пальмире ... Любуемся самым первым снимком Бонфилса 1960 года, обращая внимание на колонну, которая была до нынешней.
Очень глупо была поставлена предыдущая колонна. Ее расположили не на постаменте, а рядом, значительно ближе к стене. Никаким способом колонна не может спрыгнуть с постамента и встать так, как она стояла, это можно сделать только методом целенаправленного монтажа, более никак.
Понятна и природа глупости. Строители памятника вынуждены были поставить ее таким образом, потому что на постаменте она не удержится, развалит Храм как домик из детских кубиков. А в том положении, в котором ее сделали строители, под таким углом нагрузка на стену на порядок меньше.
Есть также дагерротип, который первый фотограф Баальбека Жозеф-Филибер Жиро де Прандже сделал в период 1842-1844 годов. В оригинале он отзеркален, ниже его правильная версия. Откройте полное фото и убедитесь, что первоначальная колонна была прикопана значительно ближе к стене между постаментами.
Также обратите внимание на то, что верхняя часть второй половины составной колонны начала угрожающе разрушаться еще в начале 1840-х.
Ставили первую колонну, разумеется, грунтом. А в 1860 году при уборке грунта увидели признаки возросшего давления на стену, ускорившийся процесс разрушения верхней половины колонны, общую глупость ее расположения относительно постаментов, и чтобы старая колонна не развалилась и не развалила Храм, убрали ее от греха и смонтировали новую армированную на века.
Разница колонн вполне видна и на картинах дофотографической эры, и на фотографиях. У новой посередине между частями большая выбоина, которой у старой не было. Например на этом фото 1850 года французского фотографа Максима Дю Кампа.
Обратите внимание и на то, что постамент для колонны, сквозь которую вставлен стержень нынешнего колонного изделия, был заменен. До 1860 года и на первом снимке Бонфилса 1860 года он целый. После установки нынешнего изделия постамент разрушен посередине.
Все снимки 1860 года Бонфилс делал с разных ракурсов, ключевой снимок Храма без колонны - с дальнего, что говорит о том, что возможность снимать идеальные пары "было-стало", пока монтировалась колонна, фотографам закрыли. Что естественно: негоже всяким прохожим и фотографам видеть работу строителей памятников истории.
Осталось посмотреть исток этой великолепной идеи с полуупавшей колонной.
Его мы найдем в якобы исследовании руин английского писателя, историка, путешественника, знакомого нам еще по увековековечиванию проекта недостроенной триумфальной арки Септимия Севера в Пальмире Роберта Вуда 1757 года Les ruines de Balbec, autrement dite Heliopolis dans la Coelosyrie . Почему якобы? Потому что это такой же проект строителей памятников истории, как и "исследование" Пальмиры.
Даже и современную картинку ставить не надо, чтобы увидеть проектный характер этого "описания", все более чем очевидно. Но поставим для сравнения фото уже известного нам Дюма 1880 года.
В проектах создателей истории памятники всегда делались лучше, нежели исполняли строители - далеко не ходя, вспомним мощнейшие недоделки проекта, увековеченного Робертсом, строителей Петры, совсем безобразное поспешное исполнение увековеченного комиссией Наполеона проекта Колоссов Менона, урезание первоначального проекта гизских Великих пирамид с семи до пяти, четырех и трех строителями гизского комплекса, прекрасный проект барельефов Храма Исиды на Филе, в натуре исполненный руками, растущими не из того места... и т.д., и т.д.
Из девяти величайших в мире колонн Храма Юпитера (а в еще более ранней версии их вообще было десять) в натуре было исполнено только шесть, почти полностью были исключены колонны вдоль стены Храма Бахуса, не сделан антаблемент, и т.д. Но самую выдающуюся деталь Храма, полуупавшую колонну, строители все-таки сохранили и со второй попытки исполнили - сначала в глупой версии, затем в нынешней вменяемой.
Что еще следует добавить: первые раскопки Баальбека, даже не реставрации, инициировал кайзер Вильгельм II 11 ноября 1897 года. Первые немецкие экспедиции работали с 1898 года. Никаких ученых до этого, тем более реставраторов не было в Баальбеке. Книга об этих первых раскопках немецкого археолога Теодора Виганта Baalbek; Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905, кому интересно.
*
Для чего мы подробно смотрели эту колонну и возню с ней? Для того, чтобы на этом ярчайшем примере в очередной раз убедиться, что памятники истории сразу делались как памятники. По собственным проектам, с заложенными в них "признаками древности" и эффектными "руинными деталями". Они никогда не были функциональными сооружениями, а задумывались, вбрасывались в литературу и исполнялись в натуре уже как памятники. И разумеется, для того, чтобы риторически спросить: чьих рук дело эти манипуляции с колонной за десятилетия до первых ученых археологов, реставраторов, системных научных описаний, ставших частью академической истории, если не создателей истории, доводящих памятник до ума?
Факты, показанные в посте, совсем простые. Памятник нагло доделывали еще и два десятка лет спустя после начала эпохи фотографий. Фотографов вэто время к нему не пускали, что во времена фотоаппаратов - ящиков со вставляющимися стеклянными пластинами было делом нехитрым. Очень любопытно, как объяснят эти факты сегодняшние сетевые историки?
Ума и здоровья им и остальным читателям.
*
Другие материалы по созданию истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.
|
</> |