Пропаганда сломалась.
augean_stables — 13.02.2024 От Соловьева ушла пятая часть зрителей, а вместо Киселева люди смотрят экстрасенсовСпустя два года после развязанной Путиным войны россияне устали от пропагандистских передач. Об этом свидетельствуют данные телеизмерителя Mediascope. Проведенное «МО» исследование рейтингов показало, что люди не просто меньше стали смотреть пропаганду, а вообще все реже включают телевизор.
◾️ Антирекордсменом стала программа «Москва. Кремль. Путин» на «России 1»: она покинула ТОП-5 самых рейтинговых и за год потеряла почти четверть зрителей (падение рейтинга с 4,9% до 3,7%).
◾️ Пятую часть своей аудитории потерял Владимир Соловьев. «Вечер с Владимиром Соловьевым» в разных рейтингах скатился на 5-10 пунктов. Мизерны и рейтинги его собственного телеканала «Соловьев Live», вещающего на частотах EuroNews: его передачи набирают в лучшем случае 0,2%
◾️ Зато растет популярность передач с «экстрасенсами». На предпоследней неделе января передача «Экстрасенсы. Реванш» на ТНТ заняла первое место среди всех передач в аудитории 18+, опередив и Киселева, и Соловьева, и Норкина.
◾️ Россияне в принципе стали меньше смотреть телевизор, а совокупный рейтинг 10 самых популярных передач за год снизился с 49,2% до 43%.
Время не покажет
Российская пропаганда стремительно теряет рейтинги: от Соловьева ушла пятая часть зрителей, вместо Киселева люди смотрят экстрасенсов
Два года назад, 14 марта 2022 года, в эфир Первого канала прорвалась правда о вторжении России в Украину. Это случилось стараниями редактора главной кнопки отечественного ТВ Марины Овсянниковой. Спустя три недели после начала агрессии она выбежала в прямой эфир программы «Время» с антивоенным плакатом. Но эта смелая акция в итоге лишь усилила цензуру – почти все передачи российского телевидения стали выходить в записи. Даже легендарное «Что? Где? Когда?» Так телевизионное начальство пыталось избежать антивоенных высказываний в прямом эфире. И изначально такая политика работала. Рейтинги Скабеевой и Киселева шли вверх – и неудивительно – ведь ничего другого в телевизоре не было. Буквально каждый канал был насквозь пропитан пропагандой. Но к концу 2023 года наметилась удивительная тенденция – рейтинги пропаганды стремительно пошли вниз. Кажется, люди устали от войны и вранья.
Как пропаганда сыграла в ящик
Падение просмотров фиксирует единый российский телеизмеритель – Mediascope (бывший TNS). Свои подсчеты он основывает на данных так называемых «пиплметров» – это электронные устройства, которые установлены в домах и квартирах нескольких тысяч россиян (разумеется, с их согласия). По данным на 2018 год, таких пиплметров был установлено в 5,4 тыс. домохозяйствах, общая аудитория превышала 13 тыс. человек.
Одним из главных антирекордсменов является программа «Москва. Кремль. Путин», выходящая на государственном канале «Россия 1». Передача имени российского президента с его придворным журналистом Павлом Зарубиным раньше почти всегда входила в пятерку лучших. А сейчас едва попала в десятку, потеряв за год почти 25% зрителей (падение рейтинга с 4,9% до 3,7%).
«Вести недели» с Киселевым по-прежнему на втором месте, уступая лишь программе с региональными новостями «Местное время». Но и от нее уходят зрители – примерно 20% за год только по рейтингу. А по доле – больше 25%.
«Воскресное время» с Екатериной Андреевой вообще улетело с 27 места в прошлом году на 61 позицию в этом. «60 минут» со Скабеевой и Поповым чуть-чуть сползли - с 10 на 11 строчку. Но и они потеряли аудиторию – 0,6%, что в абсолютных цифрах составляет около 14% зрителей. Это данные за последнюю неделю января. Но ровно такие же цифры мы наблюдаем начиная с декабря. Падение аудитории у пропагандистских передач составляет от 10% до 30%. Если учесть данные соцопросов и другие измерения Mediascope, то выходит, что телевизоры выключили по разным данным от 500 тыс. до 2 млн зрителей. В бездну летит даже обитатель озера Комо. Год назад выпуски программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» были на 23 и 35 местах за неделю. А сейчас – на 27 и 44 позициях. Вечно кричащий пропагандист потерял почти 17% аудитории.
У Соловьева есть и персональный телеканал имени себя любимого. Но его смотрят буквально полтора человека. Как следует из данных Mediascope, наиболее популярная передача имени самого Соловьева набирает всего 0,2%. И за год показатели этого канала вообще не изменились. А ведь «Соловьев Live» занял место EuroNews.
Еще более показательны рейтинги телеканала «Звезда». Он подчиняется Минобороны России, а значит лично Сергею Шойгу, всегда любившему пиар имени себя. Но на «Звезде» с пиаром совсем не задалось. Самые рейтинговые передачи этого канала набирают меньше 1%. Даже телеканал «Домашний» смотрят больше зрителей.
Но пропаганда не сдается. В начале января РИА Новости со ссылкой на тот же Медиаскоп заявило — мол, новогоднее обращение Путина смотрели аж 100% телезрителей. И эта новость является неграмотной подтасовкой. Дело в том, что показатели Mediascope не учитывают так называемое фоновое смотрение. Не секрет, что многие россияне во время празднования нового года выключают звук на Путине. И включают обратно во время курантов. Но эти зрители все равно попадают в выборку Mediascope.
Раз уж речь зашла о любимом празднике россиян, то стоит обратить внимание на рейтинги новогодних огоньков. И они не порадуют руководителя Первого канала – Константина Эрнста. Новогоднюю ночь на Первом в этом году смотрели хуже, чем в прошлом. Главная кнопка потеряла больше 1,5 млн зрителей. Может быть, причина в репертуаре. 23 год Первый канал начал с Шамана. А для 2024-го из пыльного шкафа зачем-то вытащили Олега Газманова, которому (довольно вяло) подпевали так называемые герои так называемой «СВО».
В новогодней ночи Первого не нашлось места Киркорову и Лолите — их вырезали после голой вечеринки у Ивлеевой. Вырезали их и из Голубого огонька на Шаболовке. Но в отличие от Первого канала, у «России 1» рейтинги новогодней ночи выросли. В этот раз ВГТРК пожалела зрителей и не включила пятиминутное выступление Евгения Петросяна, который в том году запомнился шуткой «Нравится, не нравится – Россия расширяется».
Кстати, о России. То есть, о «России-24». Себя он называет «главным информационным телеканалом страны». Но с рейтингами у этого канала, судя по данным Mediascope, все плохо. Показатели «России-24» колеблются в районе 0,6-0,7%, да и за последний год этот канал стали смотреть сильно меньше. Но куда же ушли зрители, раньше смотревшие пропаганду?
Дед Ванга и другие шарлатаны
Как следует из данных Mediascope, огромным спросом у телевизионной аудитории пользуются программы с участием «экстрасенсов». По итогам предпоследней январской недели передача «Экстрасенсы. Реванш», выходящая на ТНТ, заняли первое место среди всех передач в аудитории 18+, опередив и Киселева, и Соловьева, и Норкина.
Но телевизионное начальство нашло выход из пропагандистского тупика – и стало включать политические темы в развлекательные передачи. Больше всех в этом деле поднаторел НТВ. На четвертой кнопке давно выходит программа «Новые русские сенсации». Раньше там рассказывали о личной жизни Маше Распутиной или детях певицы Валерии. Но теперь в рамках этой рубрики выходят программы под названиями «Кровавые мальчики Зеленского» или «Зеленский! Давай, до cвидания!». Одним из главных героев пропагандистской передачи стал пенсионер Иван Фомин, которого НТВ называет «дедом Вангой» – якобы он предсказывал землетрясение в Армении в 1988 году, взрывы башен-близнецов в США и гибель губернатора Красноярского края Александра Лебедя. Фомин несколько раз предсказывал капитуляцию Украины, на которую напала Россия – то это 17 сентября 2022, то март 2023. Ни то, ни другое не сбылось. Что не помешало НТВ-шникам снять еще несколько передач про несчастного деда. Правда, свою смерть Фомин предсказать не смог и ушел из жизни в октябре 2023-го.
Под нажимом пропаганды сломались даже развлекательные телеканалы. Трансляцию митинга в Лужниках, состоявшегося в марте 2022 года, транслировали практически все телеканалы – даже мультипликационный 2х2. А церемонию аннексии четырех украинских регионов показывали на развлекательных каналах СТС и «Пятница».
Но других развлечений на ТВ не осталось. Это в нулевых люди смотрели «Окна» с Дмитрием Нагиевым или «Кто хочет стать миллионером?» с Максимом Галкиным. Сейчас ни того, ни другого в телевизоре нет. Галкин совершенно открыто выступил против вторжения в Украину, а Нагиев всячески дает понять, что происходящее в стране ему совершенно не нравится. Он ушел из проекта «Голос», после чего место Нагиева заняла Яна Чурикова, оставшаяся без работы после ухода MTV из России. «Кто хочет стать миллионером?» теперь ведет малоизвестная певица Юлиана Караулова. Ивана Урганта в телевизоре тоже нет.
«Сто к одному» покинул Александр Гуревич, а его место занял до невозможности унылый Александр Акопов. Постоянные зрители этой программы не приняли нового ведущего и в комментариях к ее выпускам постоянно требуют его увольнения.
Все это привело к тому, что рейтинги падают не просто у пропаганды, а вообще у всего телевизора. Год назад совокупный рейтинг 10 самых популярных передач составлял 49,2%. А сейчас всего 43%.
Автор:
Илья Давлятчин
Эксклюзивы
12.02.2024, 13:46
|
</> |