Prometheus / Прометей

Год выпуска: 2012
Страна: США, Великобритания
Жанр: Научно-фантастический триллер
Продолжительность: 124 мин (2 ч 4 мин)
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис
Эльба, Гай Пирс, и др.
Спустя целых 33 года сэр Ридли Скотт вместе с продюсерами Уолтером
Хиллом и Дэвидом Гайлером косвенно возвращается к теме «Чужих» в
своем последнем научно-фантастическом триллере «Прометей», который,
по сути, стоит рассматривать, как оммаж «Чужим», а не прямой
приквел этой серии. Та доля зрителей, расстроенных от несбывшихся
ожиданий, скорее всего, рассчитывала увидеть предысторию, с чего
все начиналось, однако, по отношению к своему первому детищу
«Чужие» (1979) режиссер и не думал проводить прямых параллелей,
лишь ссылаясь на некоторые факты и события из него. В фильме даже
не было задействовано ни одного ксеноморфа – создатели решили
обойтись без уже намозоливших глаз существ из целой тетралогии
«Чужие», где из них был выжат максимум, и показать их предков,
которые выглядели несколько по-другому, и, как оказалось, не менее
жутко.
2093 год. Группа ученых оказывается на космическом корабле
«Прометей», возглавляемом холодной и расчетливой Мередит Викерс
(Шарлиз Терон), который летит в полную неизвестность с целью
получения ответов на сакральные вопросы. Чарли Холлоуэй (Логан
Маршалл-Грин) и Элизабет Шоу (Нуми Рапас), основываясь на
археологическом материале, собранном на Земле, пытаются, подобно
Прометею из древнегреческой легенды, поравняться со своими
«создателями» в мрачных галактических пустошах. Вся группа ученых,
высадившись на неизведанной планете, оказывается в центре
таинственных и пугающих событий, ставя под угрозу свою жизнь. И,
как следует ожидать, древнегреческая трагедия о низвергнутом
Прометее воплотится в реальную жизнь экипажа одноименного корабля в
настолько жестоком виде, какой можно только представить…
На мой взгляд, как и ранее было упомянуто, не стоит прочными нитями
привязывать «Прометей» к «Чужим» и держать в голове мысль о том,
что это предыстория первого фильма и там все подробно расскажут.
Нет. Между этими фильмами отношение исключительно косвенное. Здесь,
например, не ответят на вопрос, кто же эта самая «Компания»,
которая бездушно раздает указания привезти на Землю экземпляр
инопланетного существа для дальнейших исследований. Как очередной
перезапуск франшизы, фильм оказался, на удивление, весьма и весьма
неплох, и не только с точки зрения визуально безупречно исполненной
технической стороны. Здесь особенно хочется отметить работу
польского оператора Дариуша Вольски (серия фильмов «Пираты
Карибского моря», и др.), композитора Марка Стрейтенфелда
(«Гангстер» (2007), и др.), чье музыкальное сопровождение являлось
необходимым элементом удачно воссозданной атмосферы, и троицу
ведущих актеров. А именно, Майкла Фассбендера в роли совершенного
андроида Дэвида, успешно раскручиваемую в Голливуде шведку Нуми
Рапас, которая, несмотря на дурное предчувствие, вполне нормально
справилась со своей ведущей ролью исследовательницы Элизабет (вот
здесь от нее, правда, хотелось чуть более яркой игры), и, главное,
на мой взгляд, достоинство картины – Шарлиз Терон в образе холодной
стервы Мередит (даже от этого имени веет какой-то колючестью и
жесткостью) с непоколебимым характером, которая идет по головам и
даже не поскупится чужой жизнью ради преследуемой цели. К
сожалению, сценарий фильма, к которому приложили руку сериальный
сценарист Дэймон Линделоф и сценарист не особо удачного фильма
«Фантом» (2011) Джон Спэйтс не обошелся без явных несостыковок,
несуразиц, недосказанности и недоработок (например, «на авось»
снятие членами экспедиции скафандров на совершенно чужой планете,
где каким-то образом оказался пригодный для человека воздух, и т.
п.), и это, пожалуй, основной минус ленты, который, можно сказать,
и нацелена покрыть умелая и опытная режиссура Ридли Скотта.
Несмотря на год создания фильма, в который подобные фильмы
составляют под 80% компьютерной графики, режиссер постарался по
минимуму задействовать компьютерные эффекты, используя их только
там, где это реально необходимо. Я уверен, именно это помогло в
какой-то мере воссоздать ностальгическую атмосферу первых двух
фильмов серии «Чужие», которой, к слову, так и не удалось добиться
создателям продолжений тетралогии под номерами «3» (1992) и «4»
(1997), на что сетовало большинство поклонников этих самых первых
фильмов. 130-миллионный проект успешно прошел в мировом прокате,
втрое окупив свой немалый бюджет, и был тепло встречен как
критиками, так и зрителями, что уже говорит о том, что этот, своего
рода, перезапуск франшизы вполне удался.
В общем, сэр Ридли Скотт и не думал никого разочаровывать,
предоставив своему зрителю возможность насладиться ностальгическим
форматом научно-фантастического хоррора, приготовленным по старому
доброму рецепту, который претерпел здесь незначительные изменения в
виду технического прогресса. А каким путем в дальнейшем пошел этот
подвергшийся рестайлингу проект, можно увидеть в вышедшем в 2017
году продолжении «Завет», отношение к которому устоялось куда более
неоднозначным.
Оценка: 7 / 10
|
</> |