рейтинг блогов

Пролетарский бог Египта

топ 100 блогов ryboved06.02.2022 Пролетарский бог Египта

В какой-то год в конце VIII века до н.э. эфиопский царь Шабака прибыл в Мемфис, древнюю северную столицу Египта. Он завершал то, что начал его старший брат, подчинение всего Египта власти эфиопских царей. Хотя в Фивах уже прочно утвердилась эфиопская власть, покорение нижнего Египта и Дельты далеко еще не было завершено.

От эпохи строительства великих пирамид в Гизе Шабаку отделяло почти два тысячелетия. Уже сотни лет Египет переживал упадок, темные времена, последовавшие после "катастрофы бронзового века", как позже назовут историки этот период. Сильной власти фараона давно не существовало. Страна была поделена на множество независимых владений, во главе которых стояли князья ливийского происхождения.

Пролетарский бог Египта
Шабака, представитель XXV (эфиопской) династии фараонов.

Шабака не любил ливийцев. Одного из них, возомнившего себя фараоном, даже сжег в его собственом дворце. Закаленные в боях и вооруженные железным оружием эфиопские бойцы могли поставить на место любого ливийского князка. Но проблема была в том, что за Синаем росло влияние могущественных ассирийских государей Нинивеи (которые могли ввести санкции). Этот факт придавал ливицам дерзости. Поэтому одних только военных побед и карательных расправ было недостаточно для того, чтобы надолго установить свое владычество над этой древней страной. Нужно было, чтобы люди поверили, что Египет встает с колен и времена процветания вернутся, если воцарится новый фараон, которым станет, конечно же, сам Шабака.

Все эти соображения сподвигли Шабаку обратиться к "тому, кто за южной стеной". Царь преодолел большой путь, чтобы посетить храм главного мемфисского бога. Египтяне называли его Птах.

Пролетарский бог Египта
Птах

Этот бог считался создателем всего, в том числе и самих богов. Хотя былое великолепие Мемфиса давно поблекло, но храм не пуствал. Все ритуалы соблюдались неукоснительно.

Шабака понимал, как важно поставить своего человека на должность Верховного предводителя рабочих. Именно такой странный титул носил главный жрец Птаха. Жрецы убедят народ в незыблемости новой власти. Но неплохо было бы подыскать какие-то основания в наставлениях древних.

В храме эфиопскому царю показали библиотеку, в которой хранились старинные папирусы. Ему сообщили, что в одном из них содержится то, что его интересует. Папирус был весь изъеден молью и рассыпался в руках, но его все еще можно было прочесть.

"Гор произошел из сердца Птаха, а Тот — из его языка. Так проявляется приоритет сердца и языка над другими членами, и это показывает, что Птах стоит в основе каждого тела и всех богов, всех людей, всех зверей и всех гадов, кто мыслит и повелевает что он пожелает..."

Трудно было понять, что хотели сказать древние. Но помимо подобной белиберды в папирусе говорилось о том, как боги объединили две части Египта, Верхний и Нижний по воле Птаха. Это понравилось Шабаке, ведь ему нужно было утвердить свою власть во всей долине Нила. Поэтому, он приказал увековечить текст папируса на камне, чтобы мудрые и полезные мысли древних не пропали.

Тот камень сохранился до наших дней, его называют "камнень Шабаки" или "Памятник мемфисской теологии", сейчас он хранится в Британском музее. Благодаря камню Шабаки мы знаем о том, что по мнению древних египтян представлял собой их бог Птах. И это хорошо, потому, что Птах действительно весьма интересный бог.

Дар Нила

Долина Нила - принадлежит к числу главных претендентов на звание места возникновения первой цивилизации. Во всяком случае, такого состояния общества, когда люди перестают быть просто массой более или менее самостоятельных земледельцев или скотоводов, а объединяются для совместного решения каких-то важных с их точки зрения задач, и тем самым оставляют определенный след в истории. Именно как необходимое условие совместной деятельности людей появляется письменность, возникают религиозные культы и классовое общество, возводятся сооружения, которые простоят тысячи лет.

Давно уже существует обоснованная теория, что жители долины Нила, перешли к такому образу жизни совсем не случайно, а потому, что того требовали специфические природные условия этой местности. Земледелие возникло на плоскогорьях Западной Азии, где произрастают дикие формы пшеницы и ячменя. Но на берегах великих рек, вроде Нила, оно отнюдь не было таким уж простым делом.

Дожди в Египте крайне редки, единственным источником воды является Нил. Однако он разливается только раз в год, а потом вода уходит. Для того, чтобы задерживать воду в пойме и орошать поля необходимы гидротехнические сооружения: каналы и дамбы. В общем-то ничего сложного, но в одиночку никому не справиться. Простейшая система запруд и канав для орошения участка поймы, обязательно предполагает совместный труд и совместное пользование. Так что никаких фермеров-единоличников, только колхоз. Но если провести масштабные земляные работы, объединив население многих деревень, то можно достичь еще больших результатов.

Римский географ Страбон писал о Египте на этот счет: "Деятельность людей, связанная с рекой настолько разнообразна, насколько удается побеждать природу усиленным трудом. Ибо страна эта от природы приносит больше плодов, чем другие страны, и еще больше благодаря орошению; от природы большой разлив реки орошает и больше земли, но часто искусство, даже когда природа отказывает, приходит на помощь, так, что во время меньших разливов реки можно оросить столько же земли, сколько и при больших разливах, с помощью каналов и запруд."

Так возникла особая египетская хозяйственная система, в которой главным было централизованное управление хозяйством отдельных областей или номов, как их намного позже назвыали греки. Централизация управления и концентрация власти очень быстро усилилась до максимума, что привело в конце IV тысячелетия до н. э. к возникновению единого древнеегипетского государства, объединявшего всю долину от дельты до непреодолимых верхних порогов.

Ирригация и связанные с ней работы были основой жизни народа Египта. Благодаря ирригации и освоению новых участков поймы население быстро росло. А рост населения требовал строительсва новых каналов и новых дамб. Жизнь всего народа прямо зависела от способности фараона с размахом организовать работы по преобразованию природы долины.

Пролетарский бог Египта


Известное изображение на булаве, относящееся к додинастическому периоду, историки интерпретируют именно как ритуальное участие цара в ирригационных работах.

Известны грандиозные гидротехнические проекты, осуществлявшиеся фараонами. Геродоту рассказывали историю о том, как еще первый египетский фараон Менес при помощи дамы отклонил течение Нила, и на освободившейся земле построил крепость Инебу-хедж ("белые стены") - будущий Мемфис. Тогда же, к югу от стены был построен главный храм Птаха. Это предание по сравнению со временем Геродота относилось к настолько же древним векам, насколько сам Геродот древний для нас.

Самым крупным иригационным проектом фараонов было освоение Фаюмского оазиса, гигантской впадины к западу от Нила, в которой расположено Меридово озеро. Для этой цели был прорыт канал, который сейчас носит название Бахр-Юсуф. В половодье вода из Нила по каналу попадала в озеро, повышая его уровень. Для того, чтобы при спаде Нила вода не вытекала обратно, на канале был установлен как минимум один шлюз. Таким образом Меридово озеро было превращено в огромное водохранилище. Низкие заболоченные участки оазиса были осушены при помощи дамб, окружавших озеро.  Ирригация Фаюмского оазиса позволила освоить земли на площадо более 2000 кв. км.

Пролетарский бог Египта
Бах-Юсуф в наши дни.

Строителей каналов необходимо было чем-то кормить, снабжать одеждой и орудиями труда. Поскольку товарно-денежных отношений в эпоху Древнего Царства еще не существовало, для всего этого также должно было быть организовано централизованное производство и распределение. Высокий уровень организации гигантских хозяйств номов хорошо известен по изображениям в гробницах вельмож, что вошло во все учебники истории.

В этом и состоит главное отличие обществ, развивавшихся в долинах крупных рек. Это были не просто крестьяне, работавшие сами по себе и зависящие только от себя. С самых незапамятных времен они уже обладали высоко организованным и централизованным сельскохозяйственным производством.

Пирамиды

Проблема такого хозяйства только в том, что не всегда было возможно спланировать строительство очередного канала. Все же площадь поймы ограничена, а окружающую пустыню не оросишь, как ни старайся. Да и не всегда армиям рабочих нечем было заняться. Скажем, что делать в сезон разлива Нила? Такие армии, даже получая снабжение в срок, могли представлять серьезную проблему, для властей. По-видимому именно с этим связано увлечение строительством гигантских гробниц фараонов - пирамид.

Египетские пирамиды настолько грандиозны, что во все последующие века они поражали воображение всех путешественников. Представителям позднейших культур казалось, что только чудовищно жестокий деспот мог заставить народ строить себе такую пирамиду. Но в действительности могло быть так, что строительство пирамиды было просто способом занять огромные массы строителей, когда возможности для расширения ирригации были уже в основном исчерпаны. Перым строить пирамиды придумал сановник фараона Джосера по имени Имхотеп. Позже он приобрел большую популярность у египтян. Про Имхотепа рассказывали множество легенд, обожествляли его и называли сыном Птаха.

Вообще Птах редко упоминается в различных погребальных текстах, но зато он имеет прямое отношение к строительству гробниц. Первоначально было два жреца Птаха, верховных руководителя рабочих. Впоследствии эта должность была персонализирована в единственном лице.

Пролетарский бог Египта
Один из верховных жрецов Птаха по имени Ранефер.

В отличие от позднейшего греко-римского античного мира, экономика которого основывалась на морской торговле и частном рабовладении, в древнем Египте рабство не играло значительной роли. Картинки про строительство пирамид, на которых жестокие надсмотрщики кнутами подгоняют рабов, тянущих тяжелые каменные глыбы, не совсем объективны. У историков нет никаких оснований считать, что положение строителей пирамид чем-то существенно отличалось от положения основной массы египетского населения.

Так как строительсво пирамид, в отличие от ирригации не давало прибавки к урожаю, увлечение гигантоманией быстро прошло. В строительстве гробниц упор стал делаться на изящную архитектуру и искусство в оформлении, а не на объем перемещенного камня. Но все равно и позднее гробостроительство, ставшее неотъемлемым элементом египетской культуры требовало гигантских трудозатрат.

Образ жизни строителей гробниц времен Нового царства изучен во всех деталях, благодаря раскопканной в районе Дейр-эль-Медина деревне рабочих. Этот населенный пункт назывался в древности Сет-Маат "место истины", здесь жили представители самых разнообразных профессий, работавшие над созданием грандиозных гробниц в знаменитой Долине царей. В Дейр-эль-Медине было найдено огромное количество папирусов и различных черепков с надписями, что позволило составить полную картину повседневной жизни этого места.

Пролетарский бог Египта

Сет-Маат населяли наемные государственные работники, которые должны были являться на работу в строго определенные дни и часы. Это были каменетесы, штукатуры, медники, гипсоделы, водовозы, а также и более квалифицированные профессионалы, работавшие над оформлением гробниц. За свою работу они получали снабжение из государственных запасов. Снабжение, очевидно было неплохим, потому, что было немало желающих сюда попасть. Правда, к концу правления Рамзеса III часто стали наблюдаться перебои со снабжением, что вызывало забастовки и другие проявления недовольства. Первая зафиксированная в истории забастовка произошла именно здесь в 1159 г. до н.э. на самом излете бронзового века.

Пролетарский бог Египта
Маат и Птах

Хотя поселок назывался в честь богини правды, справедливости и закона Маат, большой популярностью здесь пользовался и Птах. Здесь был специальный храм, посвященный этому богу. Рабочие часто обращались к Птаху с жалобами на свое житье-бытье. Известно, что в храмах Птаха, устанавливались гигантские уши, которым можно было поведать о различных проблемах.

Сотворение мира

Различные абстрактные понятия древние часто были склонны олицетворять в виде различных божеств. Так было проще говорить о вещах, которые недоступны обычному восприятию. Централизованное управление хозяйством тоже требовало определенного осмысления и выработки понятийного аппарата. Сам принцип, согласно которому множество людей действуют сообща, подчиняясь разуму и централизованной воле нуждался в том, чтобы его выделить отдельно, назвать и растолковать массам его огромное значение.

Пролетарский бог Египта

Современные историки часто склонны приписывать древним верованиям значительно больше мистики, чем там есть на самом деле. Так и легенда о сотворении мира и роли Птаха в этом деле, записанная на камне Шабаки, превратилась у них в сказочно-волшебный миф в котором Птах выступает из небытия и одной только своего слова создает богов из частей своего тела. Создается впечатление, будто египетские жрецы употребляли вещества и под их действием выдумывали свои мифы.

В действительности, все может быть намного проще. В тексте камня говорится о том, что мир был создан богами таким же способом, как людьми создаются каналы и дамбы, храмы и пирамиды. Боги, олицетворяющие силы природы (девятка главных богов, Эннеада) это руки и пальцы Птаха, а также его семя, т.е. потомство, народ, который размножается сам по себе. В конечном итоге они придают форму окружающему миру.

Но народом нужно управлять, для этого существует Атум - зубы и губы Птаха, а также Тот - язык Птаха, бог речи и письменности, покровитель писцов. И, наконец, нужно сердце, от которого исходит замысел строительства и которое в представлении древних египтян является органом, где рождаются мысли. Это интеллектуальный центр творения мира, бог Гор, символизирующий царскую власть. Птах - это то, что объединяет все это вместе, благодаря чему осуществляется некий замысел и мир приобретает разумную форму.

Птах это система управлеия с обратной связью, которая не только генерирует идеи и дает команды, но и получает информацию от народа.

"Девятка богов сотворила зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы передавали они [все] сердцу, ибо от него исходит всякое знание, а язык вторит тому, что задумано сердцем."

Создание мира Птахом описанное на камне Шабаки, конечно не совсем материалистическая концепция, но она основана на жизненном опыте древних египтян, которые знали, что благодаря организации и централизованному управлению можно строить каналы и пирамиды. Так может быть и окружающий мир создается таким же образом?

...

Однако со временем исторические условия менялись. С распространением колесниц и коневодства, а особенно бронзы возросла роль войны и торговли, как способов приобретения богатства. В Египте не было собственных месторождений олова и все бронзовые изделия были либо импортными, либо производились из импортного сырья. Торговля и война стали основными источниками власти и благосостояния. Роль централизованного управления хозяйством отодвигается на второй и третий план.

Птах постепенно утрачивал свою популярность. После завоеваний греков и римлян в моду входят индоевропейские боги, воинственные строптивые индивидуалисты. Греки отождествляли Птаха со своим кузнецом-кустарем Гефестом, что не очень соответствовало. Эллинских богов сменил тоталитарный семитский бог, который вовсе не терпел конкурентов и вселенную творил сам, непостижимым образом. И, кстати говоря, не любил, чтобы люди возгордясь, мнили себя равными богам и строили что-нибудь эдакое. Так Птах был окончательно забыт во тьме веков. Хотя кто знает, может быть люди еще вспомнят о нем?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нестандартное приготовление яичницы — хороший способ разнообразить свой завтрак Яйца являются сытным блюдом и если съесть несколько штук на завтрак, то насытиться можно на долгое время. Сегодня мы расскажем вам о трех необычных способах приготовления вкусных яиц, которые прийдутся по ...
Мне ужасно жалко Сашку. Ту что побольше. У неё такой противный возраст когда хочется всё, но кое-что еще нельзя. Собественно, у нас нельзя: - Прогуливать школу - Употреблять наркотики - Не мыть посуду - Приходить домой после 22.00 Вот, пожалуй, и всё. ...
Подробности позже. ...
Вообще-то я не люблю розыгрыши, можно даже сказать – терпеть их не могу. Все ...
В Италии нет аонятия бархатного сезона. Не знаю, почему не ценится это самое прекрасное время года, когда теплое море, ласковое солнце и турист улетел домой? Темнеть стало значительно раньше. И плавать удобнее в полдень. А сегодня срывался осенний дождь и волны притащили к берегу морскую ...