Происхождение человека и становление религии. | ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО
Сообщество «ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО» — 07.05.2012
Человек как биосоциальное существо появился на планете в процессе длительной естественной эволюции. Миллионы лет назад началось неосознанное использование нашими далёкими животными предками в целях выживания и спасения от хищников простой палки. За многие сотни тысяч лет это привело к прямохождению. Приспособление к орудиям своей ещё неосознанной деятельности и необходимость их совершенствования привело к совершенствованию руки, способности к тонкой координации движений пальцев, что способствовало увеличению и усложнению мозга, возникновению образного мышления, а затем и к возможности манипулировать образами и возникновению второй сигнальной системы, то есть языка. «Превращение нашего первобытного ворчания и попискивания в сложную, с использованием символов речь позволило нам играть мыслями» (см. Десмонд Моррис. Голая обезьяна. СПб., 2004. С.150). И только после этого началось зарождение труда как сознательной и целенаправленной деятельности, началось становление социального человека.
Постепенно, из поколения в поколение, возникало не только накопление информации, но и целенаправленная её передача с помощью обучения, резко ускорилось формирование интеллекта, создавалась искусственная среда обитания, социальные и информационные структуры. Происхождение человека продолжается. (см. В. Мерцалов. Логика антропогенеза. СПб, Алетейя, 2008. С.283). Его эволюция, не только быстрая социальная, но и медленная биологическая, будет продолжаться столько, сколько он будет существовать. Так что мы не венец творения, мы сами всего лишь очередное «промежуточное звено»...
С самого начала использования орудий труда и возникновения способности к оперированию мысленными образами организующую роль в становлении человека играли мифы и верования. Видя скоротечность жизни, наши далёкие предки не могли смириться с тем, что их может не быть, как их не было до рождения. Возникли особые формы захоронения, возникло представление о бессмертной душе как особой сущности, независимой от тела. Возникло шаманство и жречество. Возник анимизм как одухотворение, наделение душами не только себя самих, но и животных, природных объектов и явлений. Духов персонифицировали в соответствии с характерным для архаических верований антропоморфизмом, приданием им личностных черт человека и противопоставления видимого и потустороннего миров.
Верования способствовали развитию осознанных познавательных процессов. Возникали обряды, формировались объекты поклонения – тотемы, и запреты – табу. Это позволяло подавлять животные инстинкты, принуждать к дисциплине, строить социальные структуры. Создавая мир условностей и символов, религия способствовала социализации людей.
Расслоение общества приводило и к расслоению богов. У скотоводческих племён были одни боги, у охотничьих другие, возникали иерархии: верховному божеству, вроде бога Солнца Ра в древнем Египте или Зевса в древней Греции подчинялись боги отдельных областей жизнедеятельности. Были боги охоты, виноделия, войны, торговли, любви, мудрости… У древних римлян даже созданная впервые в истории канализация имела богиню – Клоакину. По верованиям древних греков Боги были бессмертными, но посюсторонними: греки верили, что они живут на Олимпе и от них у земных женщин рождаются герои.
С изменением экономических условий, разложением древних цивилизаций, с развитием торговых связей от племенного многобожия (политеизма) осуществлялся переход к монотеизму, единобожию, который позволял объединять различные этносы. Становлению христианства способствовала философия Платона, который в жреческих традициях анимизма разделил всё сущее на небесный, надлунный мир нетленных идей, бессмертных душ и подлунный мир тленных вещей и смертных людей. Это ложное верование Платона в надлунный мир, где якобы существуют души умерших, было использовано во многих религиях. В основе христианства лежит, как известно, иудаизм, адаптированный к определённым социальным задачам. Устранение (или маскировка) некоторых непопулярных среди других народов элементов иудаизма (обряд обрезания, идея богоизбранности еврейского народа, некоторые законы Моисея) вызвало приток людей в христианские общины. Для ранних христиан, которых жестоко преследовали, характерна самоотверженная фанатичная вера, готовность ради неё на смерть, отказ от участия в политической жизни, проповедь аскетизма. Христианство привлекало рабов, бедных и униженных, им нравилась идея единобожия, равенства всех перед Богом, идея очистительной жертвы Христа, обещание рая хотя бы в загробной жизни! Но постепенно преследуемое в начале нашей эры христианство изменилось, оно стало призывать народ к смирению, послушанию, искуплению первородного греха, непротивлению силе, оно стало обожествлять власть. Множество этих общин, появившихся на территории Римской империи, было объединено идеей вселенской церкви. Только после этого хритианство было принято императором Константином в 324 году в качестве государственной религии Римской Империи. Константин надеялся таким образом облегчить управление подданными и объединить разваливающююся под натиском варваров государства. Напрасно надеялся. Империю это не спасло, но на подданных и на варваров влияние оказало. При желании это может наводить на некоторые отдалённые во времени параллели…
Как же происходила дальнейшая эволюция религии и Церкви?