
Профессиональное предательство ради «Форда Фокуса»


– Андрей, мы уже потеряли 1 500 000 рублей, дальнейшую разработку считаю нецелесообразной. Проект нужно сворачивать, как провальный, – говорит мне один из ведущих сотрудников проекта, а я понимаю, что он прав. Мы действительно провалились, потратив четыре месяца времени и около 55 000 долларов (по курсу 2011 года) на проект, слитый в паблик одним из участников рабочей группы. Разведчиком он был чьим-то или предателем, уже не так важно. Хотя, опыт получился по-настоящему дорогим и поучительным.
Не помню, писал или нет, но лет 7 назад в социальной сети «ВКонтакте» появился замечательный раздел и пространство для творческого бизнеса – приложения. Помните же случаи, когда люди покупали в «Счастливом Фермере» цифровую корову за 150 рублей (5 баксов, на секундочку)? Вот это оно. Приложения росли, как грибы после дождя. Вложив 1 000 000 рублей в разработку классного приложения, можно было получать по 300 000 в месяц на продаже игровой валюты или тех же «коров-свинок-кроликов».
Нишу посерьезнее заняли компании, готовые вбрасывать от 50 000 долларов в приложение, а вот ниша со стоимостью разработки порядка 15 000 – 20 000 долларов оставалась довольно лакомым куском для команд «победнее». Я и мои ребята в то время как раз были такими, условно говоря, «бедными» разработчиками. Можно сказать, «нищими», поскольку мы разрабатывали приложения стоимостью даже ниже заявленных 15 000.
Но в какой-то момент захотелось взять много денег (сколько сможем собрать), и вложить их в разработку серии приложений! И дальше включить машину монетизации до упора. В принципе, план был реализуем. Планировалось привлечь своих 100 000 долларов и около 200 000 получить в качестве инвесторских вложений. В 2011 у меня уже была сеть сообществ в несколько миллионов подписчиков, и её планировали сделать базовой площадкой для рекламы приложений.
Сложность заключалась в ограниченности по времени. Ведь подобных «нищих» разработчиков было много, а инвесторов – мало. Поэтому нужно было сделать хотя бы рабочий прототип очень быстро, а превратить его в серию проектов – просто быстро. Что это значит? Создается, например, приложение «Огородник», тестируется. После успешных тестов рисуется несколько дизайн-макетов и создаются приложения «Садовод», «Дачник», «Фермер» и тому подобное.
И работа кипела. Сценарий был готов, дизайн отрабатывали. В сценарии – основные фишки. Это как рецепт в кулинарии. То есть, отличного повара можно найти везде, но он не сможет приготовить эксклюзивное блюдо, просто услышав его название! Но если повару дать детальный рецепт – с высокой вероятностью задание он выполнит. Точно так же и с приложениями: сценарий – основа, дальше технари уже по нему пилят программный код, дизайнеры создают графику и т.д.
… За 5 месяцев до старта проекта мы расширяли команду. Взяли двух программистов, дизайнера и еще одного сценариста. Обычные ребята, ничего особенного. Задачи свои выполняли нормально, даже хорошо. Особо никто не выделялся. Работа шла так, как всегда. Сценаристы обсуждали фишки в своей группе, дизайнеры – в своей, программисты – в своей. Координатор раздавал технические задания, следил, чтобы выполнялись планы.
И буквально за 10 дней до старта нашего первого тестового приложения, во «ВКонтакте» запускается и получает одобрение (тогда было необходимо получить одобрение администрации, мол, что всем правилам отвечает приложение) проект, который практически повторяет наш! Да, не один в один, но буквально 5 фишек прямо очень схожи с теми, что мы должны были запустить вот-вот.
Что значит отрыв в 10 дней? Это значит, что тестовый период те приложения-клоны пройдут как минимум на 10 дней быстрее! И это будет не менее 10 дней для переговоров с инвесторами. То есть, инвесторы могут именно им дать те самые 200 000 долларов, которые так сильно нужны были нам.
Мы приостановили разработку, снизили бюджеты. Действительно через 10 дней приложения-клоны гремели «агрессивной рекламной кампанией», а это значило, что они получили финансовую поддержку. Не имело смысла создавать серию. Допилили движок и продали его, даже не покрыв полностью затраты на создание.
Часть сценария слили. Кто именно? Этого мы так и не узнали. Скорее всего, молодой сценарист, уволившийся спустя месяц после нашего грандиозного провала. Он был молод, 23 года, ему хотелось путешествовать и купить себе «Форд Фокус». Классическая история, когда молодость и желание «всего и сразу» победили преданность и честность.
Уже несколько лет мы не разрабатываем приложения. Почти всю библиотеку кодов продали еще в конце 2012. И больше не возвращались к разработкам, где так легко потерять время, деньги и веру в надежность команды.
А у вас были случаи вот такого профессионального предательства? Является ли это вообще предательством или речь лишь о том, что мы сами не смогли достаточно доходчиво объяснить своим сотрудникам смысл понятия "гриф секретности"?
Источник фото

|
</> |
