ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ОПЕКУН. ИРИНА МАЛЬЦЕВА
hloflo — 19.04.2016ВЕЧНАЯ ТОСКА ПО ЛЮБВИ
Привет всем, как обычно, очень надеюсь на жаркую дискуссию, увидимся в комментариях. Архетип у нас в разборе, наконец-то, популярный в народе, очень часто встречающийся, с хорошим пиаром и множеством разнообразных носителей и проявлений. Понять его полегче, чем Мага или Мудреца.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЗАБОТЛИВЫЕ
Исходя из концепции К. Пирсон, мы странствуем от архетипа к архетипу, вырастая из младших к более старшим. Сменяя задачи и контексты жизни, мы действительно приобретаем новые обличья и функции, - и до Опекуна, четвертого по счету архетипа, можно добраться примерно так.
Невинный и Славный Парень, он же Сиротинушка, - это существа с малым социальным весом. Они либо младшие по возрасту, либо их права и ответственность редуцированы по другой причине (болезнь, намеренный отказ от взросления и т.п. и т.д). Оба эти архетипа могут проявлять добрые чувства и милосердие к другим существам, но ничего, кроме первой помощи, обычно не сделают – компетенций не хватит. То есть из полыньи вытащат, а откачать – уже сложно. Книжками поделятся, но почерк и произношение не поставят. Воины – ребята чуть постарше духом, и могли бы направить силу на благо ближнему, но им некогда, они конкурируют не на жизнь, а на смерть. Если у вас в наличии Воин, то кроме мордобития, никаких чудес. Он за вас умрет или убьет, а дальше живите сами, ему не до того.
А вот потом, когда душа человеческая выбралась уже из младенческих пелен Невинного, посидела на краешке Сиротского стула, потолкалась в спортзале с Воинами, и все это примерила, и все задачи освоила (или отменила) – тогда приходит время Опекуна. Архетип драгоценен тем, что он в спирали первый, у которого хватает сил надолго заметить кого-то, кроме себя, не только в битве, и не только как ресурс.
Когда человек дорастает до понимания, что для сохранения своей реальности, ее стабильности и равновесия, хорошо бы позаботиться о наличии в этой реальности еще кого-нибудь, для пущего гомеостазу, - вот тогда он готов к распаковке квестов Опекуна.
С кем Опекун ведет свою архетипическую игру? С младшими архетипами, а также с имитаторами любого архетипа, и изредка – с представителями старших архетипов, оказавшимися в недееспособном состоянии. Как только старший архетип (а их восемь) пришел в сознание и смог встать на ноги, вся власть Опекуна заканчивается.
У архетипа несколько русских названий: например, его называют Заботливый, Опекун, Наставник, Хранитель.
Но Наставником может быть не только архетип Наставника, а еще и Маг, и Мудрец, и временами Творец (они будут отличаться причинами, по которым учат).
Хранитель – это высшее выражение архетипа, для которого крайне важна стабильность. Хранитель бережет традиции, сокровища и жизни. По возможности, и приумножает.
Почему он Опекун – потому что он готов, может и хочет проявлять милосердие и поддержку к тем, кто меньше его, обладает меньшим количеством ресурса.
Почему он Заботливый – потому что он будет тем, кто обеспечивает утоление потребностей на самой подошве пирамиды Маслоу, то есть, кормить, чистить и лечить.
Заботливый может быть просто обслуживающим персоналом, незаметной санитаркой или волонтером. А Опекуну его статус очень важен. Опекун тоже может кормить с ложечки, но в отличие от наемной няни, он в иерархии выше, чем подопечный. Иногда этот архетип считают своим те, кто постоянно занят устройством чужих дел, или мчится на помощь по первому звонку, или покорно выполняет все требования друзей. Это – не Опекун, это Невинный, который пытается заслужить себе любовь и принятие, чтоб не бросили одного. Или Свой парень, который ищет пути войти в стаю снизу. Ну и, наконец, это теневой Опекун, о котором ниже.
Еще важно понимать, что есть Опекуны, а есть просто взаимоподдержка взрослых людей, которым не трудно иногда позаботиться друг о друге. Опекуну не важно, трудно или нет – он всегда готов, ему это нужно, и порой больше, чем подопечным.
О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ
Слово «опека» заимствовано в XVI веке из польского языка. А поляки взяли смысл у латинского слова «procuratio» - «опека, управление». В то же время Лев Успенский писал, что по древнерусским источникам "опека", содержащая корень -пек- – это буквально "озабоченность", "забота о ком-нибудь", которая как бы "печёт душу" опекуна.
Итак, у нас есть слово, которое описывает человека, который о ком-то заботится и имеет право управлять, полностью или отчасти, действиями и ресурсами подопечного. Управление и забота – два основных инструмента любого Опекуна.
А кто у нас тогда подопечный?А это тот, о ком заботятся. Приятно быть кем-нибудь, кого берегут и растят, правда? Не нужно думать о множестве взрослых вопросов. Правда, стоит учитывать, что подопечный по сравнению с опекуном заметно поражен в правах. Не нарочно, так уж получилось. Если вы – подопечный, то вы, по объему вашей ответственности и прав в этих отношениях, либо ребенок, либо домашняя зверушка, либо сильно младший по рангу и статусу, либо недееспособный персонаж. И, раз уж такое приключилось, то радуйтесь, «с вами тот, кто все за вас решит», перефразируя Высоцкого. Зато вам есть, что поесть, откуда копать, и в чем ходить.
И тут стоит, наверное, крепко призадуматься тем, кого манит карьера ведической или какой-нибудь другой домостройной жены. Чтобы не было иллюзий насчет союза равных партнеров.
А еще иногда мечта об Опекуне выглядит как «я ищу Учителя». Было ли с вами такое, и кого вы на самом деле искали, когда ваша душа ждала мудрого наставника?
ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
Функцию и основную задачу архетипа можно описать кнопкой «сделать все хорошо». При этом хорошо будет так, как кажется хорошо опекуну.
Как отличить Опекуна от всех остальных? По реакции на появление в поле объекта опеки. Кто-то упал в яму? Остальные вытащат из ямы и дальше пойдут. А Опекун вытащит и отведет за руку в школу скалолазания и даст попользовать снаряжение. И проконтролирует сдачу нормативов.
Всякий Опекун очень любит стабильность. Чтобы все было правильно. Понятно. Без катаклизмов и срывов. Для этого архетипа все перечисленное – как знак качества его работы. Лучшие носители архетипа – это блестящие представители человечества, люди уважаемые и милосердные. Они – спасение для младших архетипов. Их очень любят Правители (и умеют ими пользоваться).
Всякий Опекун опосредован той иерархией, которой служит.
В иерархии у него есть скромное, но почетное место. Потому всякому Наставнику ценна благодарность: это подтверждение его значимости и смысла его жизни, это уважение, валюта, которая дороже денег (потому учителя и врачи работают часто за очень маленькие зарплаты).
Любое наставничество, лечение-помощь или выращивание-воспитание основано на позиции «я больше тебя».
Если Заботливому удается изначально договориться о «Ты маленький, я большой», все получается прекрасно. Ученики обучаются, обездоленные спасаются, раненые выздоравливают.
Как только на этапе договоренностей возникает путаница, все сыплется: страдает и сам Заботливый, и его подопечные. Почему? Потому что Заботливый всегда сам решает, что составляет благо в данном случае. Он вам причинит пользу, и будет уверен, что поступил верно. А если вы не признаете, что он большой, важный и полезный, и оставляете более статусное место за собой, то получается, что вроде, вам помощь оказывают, а вроде вы о ней и не просили, челом не били, он сам пришел. Тут открываются просторы для обид и конфликтов, особенно, если заботливый уверен, что все уже по умолчанию как он решил, а вы так не думаете. Как спастись: если вы видите неудержимое причинение добра, немедленно задавайте уточняющий вопрос в лоб: зачем вы делаете для меня то, о чем я вас не просил? Либо вам дадут ответ, либо Опекун найдет другую жертву.
Да, кстати. Поскольку Опекун – архетип, хоть и взрослый, но обращенный в детство в сути своей, деньги ему не очень актуальны. Он не умеет их зарабатывать, не особо понимает, как ими распорядиться (купить еще один словарь, сюртук и указку?), и склонен делать почти бесплатные консультации или выполнять часть работы даром, за идею.
Отношения – тоже епархия взрослых существ, и Опекунам в отношениях обычно неуютно, поэтому они быстренько женятся с покладистым человеком, способным обеспечить семью или выходят замуж за работу и на том успокаиваются.
Разновидности Опекуна:
1. Сестра милосердия. Бывают Братья, но Сестры – чаще. Вынесут с поля боя, зашьют сквозное пулевое ниткой из подола, будут месяц делать искусственное дыхание рот-в-рот и горько плакать, когда очередной подранок встанет, выдернет капельницу и уйдет по своим делам. Попытаются прибинтовать к койке.
2. Учительница первая моя, она же и последняя (С). Такие думают об учениках куда чаще и больше, чем о своих делах.
Даже любовная история с носителем этой разновидности будет иметь привкус мела и параграфа из учебника. Вам все время будут транслировать полезные сведения. А в перерывах ставить оценки, пока ваш локус контроля не поедет окончательно.
Тем не менее, Опекун-Наставник очень привлекает. Все реальные и вымышленные романы учеников с учителями – это про то, как Акела, наконец, промахнется, и можно будет наставить себе пятерок прямо в журнал. Это про запретные социальные лифты прямо во взрослость (ученики обычно не догадываются, что Наставник изнутри – им ровесник).
3. Строгий ментор. Вспомним Снейпа из Гарри Поттера, и увидим, что чем ментор суровей, тем гуще толпа поклонниц. Вдруг его сердце растает, и откроется. Вдруг он захочет стать моим настоящим другом? (на самом деле – вдруг он меня усыновит? Ибо ментор олицетворяет собою обычно архетип Заботливого, но строгого Отца). Менторы любого толка, от бизнес-тренеров до личных консультантов, от таких подкатов несколько шалеют и не очень приветствуют, им в рабочей атмосфере куда уютней, и они будут отбиваться, не учитывая, что сопротивление удорожает их как трофей. Если ментор не отбивается, а вступает в разные равные личные отношения, это уже не Опекун.
4. Всеобщая Мать. Поймает, накормит, выслушает, вытрет подолом слезы и к сердцу прижмет. Знает про всех все, включая группу крови и качество стула. Категорически не занимается никакими своими делами. Только чужими, зато виртуозно.
Приглашаю продолжить список, если вы видели другие разновидности и готовы их добавить сюда.
В ЗАСАСЫВАЮЩЕЙ ТЕНИ
А что в тени? А там у нас притаились неисчислимые отряды дорогих и близких. Мамы, которые звонят своим тридцатилетним детям с вопросами про личную жизнь или чтобы помочь выбрать дату отпуска. Бабушки, ведущие по апрелю за ручку очумелых от жары внучков в пуховиках и шапках.
Или еще один знаковый для нашей страны жест Теневого Опекуна – кормить. Невзирая на отказы, с шантажом, уговорами и физическим давлением. Кстати, именно на этой истории можно хорошо разглядеть, что Опекун все же заботится о ком-то внутри себя (иногда это распечатывается как родовая история голода и лишений, трансгенерационное наследство), а не о реальном нынешнем ребенке, который никогда не голодал. Истинный получатель насильной еды – не подопечный, а опекун. И поэтому кормление невозможно остановить, ведь тот, внутри, никогда не насыщается. А что там хочет этот, снаружи, - Теневому Опекуну не интересно.
Известны истории про Опекунов-спортивных тренеров, которые причиняют физическую боль и даже травмы, чтобы выжать результаты. Понятно, что эти персонажи тоже не видят реальных живых людей в своих спортсменах, они видят механизмы по добыче медалей, дипломов и похвал тренеру. Похожая ситуация с родителями, которые таскают детишек по трендовым кружкам и секциям без выходных.
Теневой опекун начинается там, где перестают задавать подопечному вопрос: «А ты сам-то чего хочешь?».
Теневой опекун имеет два признака:
1. Он совсем теряет из приоритетов реальные потребности подопечного.
2. Он вкладывает силы в рост своей власти и влияния, чтобы утолять свои внутренние потребности, которые чаще всего вообще не осознает.
Подопечные для Тени опекуна теряют свои живые черты и не видны, как личности. Они используются только как функции. Персонажи компьютерной игры, где геймер решает все. Заодно игроку не надо отвлекаться на свою жизнь – подопечные сыграют ее в лучшем варианте, чем было на самом деле.
Таким образом, Теневой Опекун отказывается от своей жизни и поглощает чужую.
У теневого Опекуна всегда есть много очень внятных аргументов в пользу того, почему он заставляет и манипулирует. Ведь цель оправдывает средства.
Чем больше у человека болят внутри его давние раны, тем интенсивнее он может пытаться заставить других людей утолять эту боль посредством следования инструкциям. Это не приносит результата, но приводит зачастую к удивительным вывертам человеческой истории, когда Теневой Опекун дорывается до абсолютной власти над подопечными. Вспомните медсестру Рэтчед из книги «Пролетая над гнездом кукушки». Она искренне полагала, что приносит пользу людям. Как и бабушка из книги «Похороните меня за плинтусом».
Ни остановить Теневого Опекуна, ни вразумить его обычно не получается. Единственный способ выйти из этой Тени – исцелить собственные раны нелюбви, но для этого их надо признать и озвучить, а у Опекуна на это ни сил, ни осознания не хватит. Так что, если вы – реальный Темный Опекун, то вы себя здесь не узнаете. Незачем. Проще изловить очередного брата меньшего и нанести непоправимое добро. А то мы тут разбаловались на разборе старших архетипов, которые как раз Тень свою чаще всего видят и признают.
ЗАЧЕМ ЕМУ ТАКИЕ ХЛОПОТЫ?
Опекун решает важную задачу. Он вкладывается временем, силами и вниманием во что-то, что хочет сохранить и продолжить. Чаще всего объект опеки - все-таки люди, хотя я встречала Опекуна библиотек и знакома с несколькими Опекунами животных.
Для Опекунов очень важна стабильность. Она им подтверждает, что все идет правильно. Если вдруг вместо стабильности стрясся кризис или катастрофа, Опекун по возможности всех спасет, но потратит весь нервный запас, а чтобы восстановиться и не погибнуть, при первой же возможности от спасательных действий перейдет опять к своим привычным занятиям. Известны трогающие душу истории учителей в концлагерях: эти Наставники создавали для заключенных детей-учеников островки стабильности и продолжали выполнять свою работу.
Суть архетипа станет нам ясней, если мы посмотрим, что получает Опекун, реализуя стратегии архетипа.
1. Власть. Я лучше знаю, что тебе лучше.
2. Открытость и доверие подопечных. А это дорогого стоит.
3. Признание.
4. Иллюзию семьи или близких отношений с подопечными.
5. Чувство защищенности и уверенность в себе. Я большой. Я сильный. Я сильнее подопечных.
Весь комплект этих сокровищ – набор ребенка, которому слишком рано пришлось научиться быть (или притворяться) взрослым, принимать решения, нести ответственность и заботиться о других.
У Опекуна его благополучие вынесено вовне и зафиксировано в подопечном. То есть, если с подотчетным пионером что не так, то и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот. Опекун становится тем любящим, заботливым, теплым и внимательным Значимым Взрослым, которого не было в сходный момент у него самого.
И понятно, почему Опекуну так важна его работа. Предположу, что главной задачей архетипа является исцеление самого себя через исцеление других. Есть концепция «раненого целителя», о ней можно прочесть в статье психолога Ролло Мэя. Вот что он пишет: «Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран. Психологи, которые становятся психотерапевтами, так же, как и психиатры - это люди, которые будучи детьми должны были стать терапевтами собственных семей. Это довольно хорошо установлено различными учениями. И я предлагаю развить эту идею и предположить, что та проницательность, которая приходит к нам благодаря собственной борьбе с нашими проблемами, и приводит нас к тому, чтобы мы развили эмпатию, сострадание и креативность по отношению к другим».
Все мы были когда-то кем-то ранены, иногда эти раны глубоки и приводят к тому, что части нашей души будто капсулируются, существуя отдельно от целого, а мы чувствуем себя не полностью живыми.
И если в детстве вы страдали от заброшенности и недостатка внимания, есть шанс, что вы захотите стать учителем, чтобы ваши ученики были одарены вниманием и заботой. У каждого Опекуна свои способы в попытках исцеления и заботы о других, передать таким образом заботу и поддержку себе самому в прошлое. Выбор подопечных зависит от раны: кто-то вкладывается в дома престарелых, кто-то волонтерит в приютах для детей, а еще кто-то поддерживает бездомных животных. Тот, кто получает заботу, работает в какой-то мере отражением самого Опекуна, того, из прошлого, кому было плохо.
Понятно, что у Опекунов есть вполне логические и обоснованные объяснения, почему они именно здесь. Но причина, как мне кажется, именно в том, что их приводят собственные раны. И недаром подавляющее большинство хороших помогающих практик строятся на восстановлении целостности клиента.
И тут реализация архетипа зависит от того, на чем Опекун концентрируется. «Я делаю это, потому что хочу, чтобы мне не было больно», «я делаю это, потому что хочу, чтобы для меня и других был другой выход, более безопасный», «я делаю это, чтобы у моих подопечных было побольше сил и ресурсов».
Как только мотивация переформулируется в «я делаю это потому, что хочу, чтобы мои подопечные вышли за пределы той истории, перестали быть ранеными ею, переросли бы ее и занялись бы другими историями» - можно предполагать, что Опекун готов к переходу в новый архетип.
А КСТАТИ, КАК УВОЛИТЬСЯ ИЗ ОПЕКУНОВ?
Чтобы соскочить с колеи архетипа Заботливый, достаточно всего ничего. Подопечных, которые перестали в вас нуждаться. Либо вы им вообще никак не смогли помочь и уперлись в смысл своей деятельности. Либо вы им помогли так здорово, что они теперь здоровы, счастливы и думать про вас забыли, негодяи.
Как только вы потеряли ваших подопечных, если только не наловили новых, - вы внезапно обнаруживаете, что люди вырастают из своих задач, проблем, ран и даже архетипов. И тут фокус внимания, который у вас привычно болтался снаружи, (присматривать же надо за подопечными!) обращается вовнутрь. Как только вас начинает интересовать самосознание, вы вырастаете из архетипа. Рецепт универсальный, подходит всем: помнится, в книге Кастанеды Дон Хуан сказал: «Предоставьте других самим себе». Как только вам удается эта штука, вы больше не Опекун, потому что Опекуну это невыносимо, невозможно. Потому что равнозначно предательству раненого себя, которого можно лечить только припарками для ближних своих. Если Опекун может заняться собою, он теряет интерес к сложным и долгоиграющим способам заниматься другими.
Иногда Опекун, исцелив собственные раны, возвращается к служению и заботам о других, чтобы таким образом хранить память о том, что с ним было. И это уже другой архетип, более старший, хотя деятельность может продолжаться та же самая, но с другими задачами. Не «дать возможность всем бездомным детям играть в футбол», а «просто играть в футбол с детьми на улицах, чтобы было весело». Придумайте свои варианты.
А в целом у меня ощущение, что не все важное сказано, и поэтому я буду либо подробно продолжать в комментариях, либо напишу про Опекуна что-нибудь еще.