Проехал по Лене на теплоходе "Механик Кулибин" от Якутска до Тикси
griphon — 25.07.2024Теплоход "Механик Кулибин" 1955 года выпуска,
курсирует по реке Лене по маршруту "Якутск - Тикси". Корабль
достаточно старый, как сами видите, в следующем году будет 70 лет,
а линия поистине уникальная! Кто знает, сколько ещё такое чудо
проходит - может заменят на что-то более новое (хотя пока
альтернатив на подходе не видно), а может.. ну про плохое думать не
будем.
Потому что для жителей глухих удалённых сёл "Кулибин" - это настоящий "корабль жизни"!
На нём они не только сами могут доплыть в цивилизацию и вернуться домой, но он же и осуществляет снабжение этих посёлков - доставляет множество разных нужных для жизни грузов.
Продукты, одежда, стройматериалы, товары для
дома и огорода, учебники для школ и много чего другого - всё, что
формирует наш быт, всё оно как-то должно в эти посёлки попадать. И
"Кулибин" - практически единственный корабль, заходящий так далеко
на север. Если не он, то только зимниками или авиацией можно что-то
сюда привезти.
И все эти грузы вдоль всего пути расставлены вдоль всей палубы, а частью из них завалены разные помещения, в частности, верхний ресторан и кают-компания.
Теплоход делает несколько промежуточных остановок в деревнях (Жиганск, Кыстатыам, Сиктях, Кюсюр, Быков Мыс),
на всех них нет пристаней, а значит посадка, высадка , выгрузка и погрузка товаров производятся посредством лодок, как корабельных, так и частных.
Выглядит это просто эпично! На Енисее, кстати, тоже такое практикуется.
Это моё третье плавание на рейсовом корабле по сибирским рекам.
Интересно, что у меня выходит интервал ровно в 4 года: в 2016 мы
проплыли по Иртышу и Оби от Омска до Салехарда
на "Родине", а в 2020 - по Енисею от Красноярска до Дудинки на "Валерии Чкалове".
И надо сказать, что маршрут по Лене - самый невероятный и
интересный из всех трёх, как по пейзажам, так и по уникальности
проезжаемых мест.
Тут большая часть маршрута - высокие песчаные отмели, по пути проплывается живописный Верхоянский хребет, а в конце пути - дельта Лены и настоящая Арктика!
Сильное заполярье, теплоход достигает 72-го градуса северной широты! Пока плывёшь, поражаешься, насколько же велика и пустынна наша страна: часами можно ехать и ни одной деревни, ни одной стоянки на берегах - НИКОГО!
Кстати, "Механик Кулибин" - той же 646-й серии, что и "Родина", так что планировка теплохода мне была, в целом, изначально понятна и знакома.
Выпущены они в ГДР, всего таких кораблей было 15 (по Оби также ходил ещё и "Механик Калашников", из Салехарда на север, в Антипаюту), но именно Кулибин остался последним действующим кораблём из этой серии!
Надо сказать, что сам по себе теплоход такой серии не то что бы очень комфортен для таких долгих перемещений: здесь не так мало мест, где можно находиться.
В обеденные часы есть ещё буфет, но это не надолго. Многие пассажиры из своих кают и не вылезали, но хорошо, что повезло с погодой, и находиться на палубе было, в целом, вполне комфортно.
Кстати, отличие от "Родины" в том, что там в трюме были просто спальные места по концепции "плацкарта", и ехала там... весьма специфическая публика, а тут сделали каюты (в одной из которых мы и ехали).
Розеток в каютах нет, поэтому желавшие заряжать гаджеты паслись у розетницы на нижней палубе (там слотов было много, хватало на всех).
В этом плане, кстати. енисейские "Чкалов" с "Матросовым" (ровесники "Кулибина", кстати) заметно комфортнее - там на одну палубу больше, ну и есть, где потусоваться в холодные часы.
Ну и сами интерьеры, конечно, очень аутентичные - обивка стен, таблички, дверные ручки - прямо настоящие реликты!
Уже только ради них одних стоит прокатиться на этом корабле.
Как представишь, что эти же стены и каюты в таком же примерно антураже видели наши живущие в 50-х и 60-х годах XX века, так аж дух захватывает.
Но, правда, на "Родине" они несколько получше сохранились, тут много чего оказалось поломано, потёрто, ну куда интенсивнее теплоход эксплуатируется.
Подавляющее большинство пассажиров (порядка 95-98%) - жители этих удалённых посёлков, или их родственники, едущие в гости.
Все они - представители коренных народов: якуты, эвенки и т.д.
На палубе якутская речь слышалась намного чаще, чем русская. Очень много детей разных возрастов (от пары недель до подростков), сильно увеличивавших энтропию и уровень шума на палубе.
Впрочем, детям реально сложновато на таком корабле - по сути кроме как носиться по салонам и палубе или залипать в гаджеты, им заняться то и нечем.
Кто-то практиковал местные виды борьбы.
и к Тикси корабль подошёл уже практически полупустой.
К северу белая ночь перетекает в настоящий полярный день..
солнце практически перестаёт покидать небосклон, и крайне сложно уйти спать с палубы, невозможно оторваться от этой красоты!
Спасибо "Кулибину" за прекрасную поездку, большое спасибо команде корабля - все они замечательные дружелюбные открытые люди, честно и качественно выполняющие свою работу!
На севере по-другому то и не бывает.
Несмотря на специфику местности, плавание прошло без особых эксцессов, особых пьяниц и неадекватов не случалось (хотя они вполне бывают на некоторых рейсах).
Капитан нашего прекрасного судна в своей капитанской рубке.
|
</> |