Продающая обложка
dalaukar — 23.08.2014Одной из самых назойливых мифологических существ для современных книгоиздателей с недавних пор стала “продающая обложка”. Огромное их число уверено, что если соблюсти ряд ритуальных обрядов над работой художника и дизайнера, можно получить некий продукт, который купят все.
В бытность работы журналистом в еженедельной газете мы тоже собирались всей редакцией, чтобы с час-полтора позаморачиваться на тему “продающей обложки”. На лицо газеты полагалось лепить чью-нибудь звездную физиономию, и критерии выбора были по крайней мере обоснованы – это популярность звезды в данный момент времени, и наличие сексуальности в фотосессии. Вот, по большому счету, и все для добрых 150 000 газетного тиража. Если попросить книгоиздателя назвать объективные критерии “продающей обложки” в лучшем случае мы получим сумбурный пересказ сводки маркетолога, основанной на жалких 1500 экземплярах некой уже чудесно проданной книжки.
Среди прочих факторов продаваемости можно выделить несколько наиболее популярных, которые давно и прочно тревожат издательские умы. Во-первых, масса книгоиздателей убеждена, что обложка должна быть яркой и с порога книжного слепить глаза покупателя. В ход идет феерическое разноцветье, как будто на издание только что проблевался единорог, яркие клоунские расцветки и прочие ништяки, способные довести среднестатистическое потребителя до колористического оргазма, а эпилептика – сразу направить на кладбище. К сожалению, огромное множество отзывов говорит об обратном. Попадая в кричащее разноцветье, читатель начинает ощущать себя в цирке. Он теряется в итоговом хаосе. Часть книг отметаются моментально просто потому что их страшно поставить на полку в комнате – покажите мне человека. чей интерьер напоминает радужный закат на маково-ромашковом поле, куда может вписаться ваш томик, расписанный попугайскими цветами. Если полка клоуна – ваша целевая аудитория, то ваши продажи обречены.
Вторым по значимости фактором продаваемости обложки часто служит динамика изображения. Считается, что если книга с ходу стреляет в вас из чего-то тяжелого, а вокруг летают загадочные твари, пыхающие огнем и разбрасывающие какашки – читатель моментально захочет принести этот экшн девайс в дом и узнать содержание. Пустое. В современной медиасреде есть альтернативы получения подобных впечатлений, и потребитель жаждущий экшна сядет играть в компьютерные игры, в которых, как правило, тоже есть достойный сюжет. Таким образом, издатель, по инерции оставшейся с 90х прошлого века, пытается впарить боевой продукт аудитории, которая уже давно изменилась в более спокойную сторону, оставив в своих рядах людей, которым важнее смысл и красота выстроенных фраз. Любители экшна давно и прочно покинули бар.
Абсолютно из той же оперы все остальные, более мелкие мифы об идеальной продающей обложке. Наличие больших сисек главной героини, противозаконный копипиздунг звездных актерских рож с кинопостеров, избыточное украшательство или, напротив, уход в строгие элементы – все это абсолютно равномерно может привлечь одну часть аудитории и оттолкнуть другую. И на деле все оказывается иначе – суровая правда жизни состоит в том, что никогда не знаешь наперед, “выстрелит” эта обложка или нет, а “продающей” она может стать только постфактум. Обложка может быть профессиональной (что увеличивает ее шанс быть проданной), и, более того, абсолютно все обложки продают книгу – просто какие-то больше, какие то меньше. Опять же, по совершенно малопригодным для классификации причинам. Просто потому что классифицировать их – все равно что вырабатывать законы человеческой привлекательности, уверяя что весь мир без ума исключительно от зеленоглазых рыжух и голубоглазых брюнетов. А на деле – либо зацепила. либо нет. Такие дела.
|
</> |