Продавцам — полмиллиарда, писателю — полрубля
piterhandra — 09.10.2018 В прошлом месяце я поднял одну весьма болезненную тему - подписные модели монетизации электронных и аудиокниг в России. Статья получила большой резонанс и привлекла в обсуждение немало экспертов и игроков данного сегмента рынка книжной торговли. По результатам обсуждения я подготовил новую, расширенную версию статьи, в которой вы не только ознакомитесь с сутью проблемы, но и узнаете подробности распределения прибыли между писателями-издателями-продавцами, а также узнаете мнения экспертов.- С 2013 по 2016 года подписная модель монетизации электронных книг в России увеличила свою долю с 4,5% до 19,9% (см. рис 1)
- В 2017 году компании «My Book» и «Bookmate» контролировали по 5% от рынка электронных книг (по данным компании Литрес), что в денежном выражении составило по 185 000 000 руб.
- По прогнозам экспертов, по итогам 2018 года, эти компании увеличат свои аудитории и совокупную выручку на 100%.
- Совокупный объем легального рынка подписных продаж электронных и аудиокниг может составить в 2018 году от 500 млн. до 1,5 млрд. рублей (разбег в цифрах обусловлен разнобоем статистики которые озвучивают сами сервисы).
Давайте поговорим о подписных моделях распространения книг. Лично я воспринимаю такие сервисы как наполовину пиратские сайты, отбирающие у писателей заработок подобными полулегальными методами. В результате чего издатели и компания «ЛитРес» всё чаще сталкиваются с желанием писателей отдельно оговаривать при заключении договора момент, чтобы «ЛитРес» не выставлял их электронные книги на сервисах с подписной моделью.
Вопрос: Сервис «Bookmate» существует на отечественном рынке с 2007 года, а активную работу начали в 2010. При этом денежные отчисления от них поступают либо авторам заключавшим договор с сервисом напрямую, либо небольшим издательствам. Авторам же больших издательств (Эксмо, АСТ, "Азбука-Аттикус", Альфа-книга и т. д.) «Bookmate» платит не напрямую. Сперва деньги начисляются компании «ЛитРес», после чего перераспределяются авторам, согласно их условиям договора с издательствами. Так сколько же автор получит от сервиса?
Ответ: Правообладатель (в данном случае — издатель) получает половину от доходов с подписки читателей «Bookmate» пропорционально объему чтения книг его издательства (информация со страницы «Bookmate»). Каков процент и условия авторского вознаграждения от издателей авторам - установить не удалось. Однако по отзывам авторов в социальных сетях (например - Дмитрий Рус) диапазон выплат не поражает воображение. По словам Дмитрия, одна книга приносит ему порядка 100 рублей в месяц.
Вопрос: В 2012 на рынке появился ещё один подписной сервис - «My Book» (также контролирующего 5% рынка легальных продаж электронных книг). Денежные отчисления от «My Book» стали появляться в отчетах у многих авторов с середины 2017 года и до сих пор остается неизвестным, что случилось с отчислениями с 2012 по 2016 года. Сколько же платят авторам с этого сервиса?
Ответ: Авторское вознаграждение по договору от продаж электронных книг по подписке «My book»: за просмотр 1000 АЛ (авторских листов) правообладатель («Литрес») получает 30 рублей. 1 АЛ «My book» - это фрагмент книги в 30 000 знаков. Средний объем книги составляет 400-480 тыс. знаков. Таким образом, за прочтение одной книги целиком правообладатель получит около 50 копеек. И для примера: если автор заключил договор с «АСТ», а тот с «ЛитРес», то вначале эти 50 копеек получит «ЛитРес», возьмет с них свою долю, остаток передаст «АСТ», те согласно договору, возьмут свою долю и в итоге автор получит 5-10 копеек.
Вопрос: Кроме того, у «Bookmate» и «My Book» существуют также подписные сервисы для аудиокниг («Bookmate аудио» и «Звуки слов»). Сколько от этих сервисов получает писатель?
Ответ: Установить суммы выплат не удалось даже приблизительно.
Но я получил комментарий от Алексея Голубева, сотрудника компании «1С: Аудиокниги»:
«Начисления идут чуть ли не за секунды прослушиваний. От абонентской платы рассчитывается сколько человек прослушал и сколько пропорционально пришлось на каждый объект. Кто-то прослушал всю книгу, кто-то начал и бросил, кто-то послушал два раза. Деньги придут все равно. Именно исходя из времени прослушиваний по каждой книге всеми пользователями сервиса и начисляется вознаграждение нам. Ну а автор получит свой оговоренный процент»
Вопрос: В 2018 году три крупнейших мобильных оператора, «МТС», «МегаФон» и «Билайн», запустили свои мобильные приложения «Книги». Доступ к услуге составляет 7-8 рублей к сутки, и подключив таковую, пользователь получает доступ в базе «ЛитРес» из 100 000 книг. Сколько же получает автор в этой схеме?
Ответ: Если верить сообщениям от некоторых авторов, которые уже успели получить первые платежи от мобильных операторов через «ЛитРес», им выплатили по 3 копейки за некий «таинственный» просмотр. Что за просмотр - не уточняется, но если вспомнить упомянутые выше 50 коп. за одну книгу состоящую из 15 АЛ на «My Book», то судя по всему один просмотр равен 1 АЛ (50/15=3,3).
Вопрос: В начале 2018 года начал активную работу проект «ЛитРес: Библиотека» (существующий при поддержке госбюджета). Компания «ЛитРес» организовала бесплатный доступ для читателей в тысяче библиотек по всей России. Как начисляется гонорар авторам при данной модели монетизации?
Ответ: Библиотека покупает за свои (государственные) деньги книгу автора у компании «ЛитРес», после чего эту книгу могут прочесть двадцать раз. Автор получает от компании «ЛитРес» вознаграждение как за одну обычную прямую продажу. Правда здесь не обошлось без подводных камней - продажа одна, а читателей 20.
Для того, чтобы максимально подробно ответить на этот вопрос, я процитирую два комментария. Первый комментарий от Юлии Семёновой, сотрудницы Российской Государственной Библиотеки (Ленинка):
«Модель продаж электронных файлов Литреса построена максимально невыгодно для библиотек. Простым пользователям Литрес (просто Литрес, без всяких библиотечных приставок) продаёт незащищённый файл в fb2 или в любом другом формате, который в первый же день переселяется на Флибусту и на торренты. Библиотекам Литрес.Библиотека продаёт, упрощённо говоря, защищённый от размножения файл, самоуничтожающийся после 20 прочтений.
Что происходит на практике? А разные интересные закономерности происходят на практике. В день, когда в доступе Литреса появляется бестселлер-бестселлер, в библиотеках, подключённых к Литрес.Библиотеке, выстраивается читательская очередь на электронную копию, и библиотекари (в одной только библиотеке) покупают по несколько экземпляров книги сразу, чтобы читатели не разочаровались в сервисе и не перестали им пользоваться. На скриншоте это наглядно видно (см. рис 2).
И это только одна библиотека из тысячи участников. Эта одна библиотека купила бы и больше, прости Господи, "экземпляров", чтобы хватило на всех, кто стоит в очереди, но тогда у неё слишком быстро закончится бюджет, выделенный на ЛБ. Таким образом, именитый автор не страдает от библиотечного обслуживания, а наслаждается им - вот одна библиотека уже заплатила за 8 экземпляров, и очень сомневаюсь, что эти 8 "экземпляров" получат в дальнейшем, когда интерес к книге спадёт, все 8х20=160 прочтений. Вот здесь я уже рассматривала, что происходит в такой модели с бестселлером: https://leninka-ru.livejournal.com/132373.html
Часть читателей, взявших книгу в ЛБ, не прочитают её, передумав. В Литресе есть большие бесплатные ознакомительные фрагменты, опытные читатели об этом помнят, но неопытные сразу заказывают в библиотеке полный текст, после чего могут бросить книгу на 3-й странице. Это всё равно засчитывается как одно из 20-ти прочтений.
Часть читателей книгу продлят, не успев дочитать, - это ещё по одному прочтению.
Однако ближе к середине года бюджет на покупки книг в Литрес.Библиотеке у реальной библиотеки всё же закончится, и до следующего года она останется с подборкой уже купленных книг. Любой автор, книга которого была куплена в такую подборку и уже прочитана один раз, оказывается в очень выгодном положении: множество читателей, которые вряд ли обратили бы на него внимание при нынешнем многообразии, вынужденные выбирать из ограниченного числа библиотечных книг, присматриваются к его книге гораздо внимательнее. Он может получить нескольких новых читателей, и через какое-то время они закажут библиотеке покупку уже других книг понравившегося автора, и так по цепочке. Мне кажется, малоизвестные авторы должны ценить такую возможность.
Поэтому утешьте ваших коллег: они вряд ли несут какой-то ощутимый ущерб от попадания электронной копии их книги в библиотеку.
Ещё немного данных для Вас и Ваших коллег. В Литресе (не Библиотеке, а именно платном Литресе) у меня лежит 35 электронных книг. Из них куплены - ровно 4, я сейчас пересчитала. Все остальные подарены в рамках промоакций, партнёрами Литреса, на день рождения и т.п. Все книги современные, защищены авторским правом, выпущены в самом недавнем прошлом. Мне самой очень интересно - выплачивает ли Литрес деньги за каждый такой подаренный "экземпляр" отечественным авторам, переводчикам, издательству, где работают редакторы-корректоры?»
На вопрос Юлии отвечает Дмитрий Грибов, технический директор компании «ЛитРес»:
«Как правило, экземпляры для "подарков" выкупаются у автора/правообладателя на какое-то время на корню, за фикс, который заведомо больше потенциального заработка за оговоренный период. Ну и, в последствии, раздаются уже безо всякой жалости, разумеется. То есть в пересчете на экземпляр дешево, но в пересчете на автора выходит весьма выгодно»
Что в итоге?
По результатам моего анализа получается следующая картина (см. рис 3): крупные сервисы подписных моделей продажи книг платят автору в среднем от 5 до 50 копеек за 1 книгу.
Хочется лишь привести в пример опыт зарубежных коллег. За просмотр 1000 АЛ компания «Amazon.com» выплачивает авторам порядка 200 долларов США. А у нас в лучшем случае 0,5$...
Стоит отметить, что когда несколько лет назад писатели подписывали договора с издателями, они ещё слабо представляли себе, какие формы примет рынок электронных продаж в ближайшем будущем. Они представляли себе одну весьма понятную модель: я передаю права на электронные продажи своему издательству, они заключают контракт с «ЛитРесом», те реализует книги по средствам прямых продаж. Таким образом автор знал — сколько денег принесет ему продажа одного электронного экземпляра. Сейчас же авторов поставили перед фактом: «ЛитРес» реализует ваши книги не только прямыми продажами, но ещё и методами подписок, бесплатными библиотеками, мобильными приложениями, промоакциями.
- В плюсе остаются читатели, получающие доступ к книгам или бесплатно или за символические суммы;
- В плюсе остаются мобильные операторы, получающие в общей сумме очень большие деньги за предоставление услуги «Книги»;
- В плюсе остаются библиотеки, реализующие бесплатное распространение электронных книг за счет бюджетных средств;
- В плюсе остаются сайты «My Book» и «Bookmate», собирающие с пользователей на подписках сотни миллионов рублей и отдающие авторам копейки;
- В плюсе остается «ЛитРес», сотрудничающий со всеми перечисленными выше;
- В плюсе остаются издатели, получающие деньги от «ЛитРес»...
Все в плюсе, кроме писателей. Тех самых людей, которые и создали книги, на котором зарабатывают все, кроме них.
По сути своей, благодаря подписным сервисам, книги писателей становится или очень дешёвым или даже бесплатным рекламным товаром.
Быть может издательствам стоить наконец-то пересмотреть условия договоров и вознаграждений авторам за реализацию книг с помощью подписных моделей? Не говоря уже о том, что неплохо было бы разобраться с «забытыми» выплатами, тянущиеся в некоторых случаях уже более восьми лет. Ведь с каждым днем всё больше писателей (особенно начинающих) принимают решение оставлять за собой права на реализацию электронных и аудиокопий своих книг, либо вообще отказывающиеся от сотрудничества с традиционными бумажными издательствами.
Иногда мне кажется что большинство традиционных издателей словно застряли в прошлом, и не понимают тот факт, что у писателей появился выбор.
Стоит ли усугублять ситуацию и дальше? Или быть может пришла наконец пора пересмотреть отношение к данному вопросу.
С уважением, ваш Н.А.
|
</> |