Прочитанное

Автора представлять не нужно, кто не помнит знаменитого востоковеда и бессменного ведущего "Международной панорамы". Когда-то я читала его "Ветку сакуры", и это было очень интересно. Но "Два лица Востока" написаны почти 40 лет спустя, когда автору было уже 86 лет. И это не могло не сказаться. Книга написана с какими-то постоянными повторами либо одной фразы либо даже целых абзацев. И к тому же крайне политизирована, автор везде видит происки западной пропаганды. В "Ветке сакуры" автор был скромнее.
Овчинников застал переломный момент, когда в конце 1959 г. между Китаем и СССР возникло резкое охлаждение и даже конфронтация, и ему срочно пришлось переучиваться на япониста. Надо сказать, с задачей он справился на ура, в рекордный срок (2 года) выучил японский, и после 7 лет работы корреспондентом в Китае был отправлен еще на 6 лет в Японию. Причину конфликта автор расценивает так:
Думаю, что причинами размолвки между Пекином и Москвой, которая привела к тридцатилетней конфронтации и даже к боям на острове Даманский, были не только идеологические разногласия, но и личная неприязнь двух лидеров. Это чувство у Хрущева усиливали воспоминания о своей беспомощной фигуре в длинных сатиновых трусах, когда он барахтался в бассейне рядом с «великим кормчим».
Тут описывается случай когда Мао пригласил Хрущева в свою резиденцию, встретив того в бассейне и предложил присоединиться. Но Хрущёв не умел плавать и выглядел смешно и неуклюже на фоне хозяина, способного пересечь километровую ширь Янцзы. Хрущев взбесился и тут же отменил недельную поездку по Китаю.
Надо сказать, что в конце 90-х Овчинников снова побывал в Китае, где застал уже совсем другую страну. И все же мне кажется жизни простых людей он так и не понял. Хотя заметки его интересны. Например,
- о многомужестве в Тибете. Чтоб не было необходимости в последующем разделе имущества
- об оптимальном соотношении возрастов жениха и невесты:
до 60 - возраст женщины = возраст мужчины/2+8
после 60 - возраст женщины = возраст мужчины/2-8
Однако секс должен быть по любви
- или о рукотворном наводнении в Хуанхэ 1938 г., когда утонуло 930 тысяч человек. И всему миру было глубоко плевать
- про побоища на площади Тяньаньмэнь он пишет, что это телемонтаж Запада.
Интересен следующий момент:
После победы революции в КНР был принят закон, по которому иностранец, сбивший китайца, должен был пожизненно выплачивать пособие не только ему, но и его детям до совершеннолетия.
По этой причине снимать машины советским гражданам в Китае было строго запрещено.
Про Японию тоже интересно написано. Про ветхие продуваемые дома, от холода которых спасаются греясь в горяченных ваннах, о самоубийствах из-за увольнений, особенно обостряющихся в конце года, о плане "Дропшот", по которому американцы хотели обрушить на СССР сотни ядерных бомб, и что это именно Москва призывала прекратить ядерную гонку, а особенно меня возмутил пассаж о том, что идею этнических чисток и лагерей Сталину подсказали американцы, переселив 127 тысяч японцев!
И умилил совет Путину оказывать всяческую помощь нашим соотечественникам, проживающим за рубежом, особенно тем из них, кто хочет вернуться на родину. Ведь диаспоры ведь быть так полезны и своим опытом и инвестициями в экономику России.
В общем неоднозначное впечатление.
2. Дуглас Мюррей, "Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить всем"
О том как мир сошел с ума в погоне за толерантностью и как гуманные инициативы, преследующие благую цель защиты угнетенных переросли в борьбу с памятниками и "отмену" несогласных. Когда самые демократические страны вдруг стали чемпионами по части всевозможного угнетения, когда любую случайно оброненную в интернете фразу общество раскапывает через 20 лет и начинает травить за нее того, кого на сей раз понадобилось уничтожить. И о том, как люди разучились прощать, а соц.сети вместо того чтоб объединять лишь разобщают людей. Много написано также о хирургической смене пола детям (и не только детям), об ужасных перегибах в этой области, непродуманности, затыкании ртов родителям и кидании в крайности.
Довольно здраво написанная книжка, хотя местами я бы подсократила.
3. Робер Мерль, "Остров"
Это совершенно замечательная книга, невозможно оторваться. Прежние книги Мерля, что я читала ("Смерть — моё ремесло" и "Мадрапур") меня не особо впечатлили, но эта книга просто необыкновенная. В ней наглядно показано, как прекрасный в сущности человек: добрый, умный, гуманный, глубоко порядочный, и изо всех сил стремящийся избежать кровопролития и решить все конфликты мирным путем именно этими своими действиями приводит к полнейшей катастрофе. Роман написан по мотивам реальнной истории на судне "Баунти". Вкратце команда британских моряков взбунотовалась и убила капитана судна, и из опасения уголовного преследования у себя на родине (их бы всех попросту повесили), они решают поселиться на необитаемом острове. Захватив с собой нескольких туземцев с Таити, они находят небольшой остров, распиливают корабль на дома и начинают новую жизнь, уповая, что никому из бывших соотечественников не удастся их отыскать. И все бы было хорошо, но спустя несколько месяцев высокомерие англичан приводит к ссоре с туземцами, и между англичанами и туземцами начинается настоящая война. Главный герой благородный человек, и он испробует все способы примирить враждующих, но терпит фиаско. Потому что либеральные методы не работают с дикарями.
Я так понимаю, автор, как и большинство французской интеллигенции, придерживался леволиберальных взглядов, тем интереснее вопросы, которые он поднимает в романе.
Книгу читала по совету

4. Хендрик Грун, "Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни"
Духоподъемная книжечка, написанная в форме дневника от лица 83-летнего жильца голландского дома престарелых. С когмпанией своих друзей, таких же старичков, но неутомимых и жизнерадостных, они организуют клуб развечений под девизом "Старые, но не мертвые", в рамках которого отправляются в различные увеселительные поездки, посещают мастерклассы, играют в гольф и т.д., а заодно борются с самоуправством администрации дома престарелых. И даже влюбляются! Параллельно Хендрик делится своими размышлениями и наблюдениями, а также мы узнаем непростую историю его жизни. И все это с юморой и добротой. Спасибо

5. Ежи Эдигей, "Пансионат на Страндвеген"
Шведский детектив, корни которого уходят в далекое прошлое, в Польшу времен Катастрофы. Убита богатая женщина, бывшая узница Освенцима. Преступника я начала подозревать уже где-то на половине повествования, но все равно была неприятно удивлена. Читала по рекомендации

|
</> |