Проблемы учителей сто лет назад

Учительского оклада не хватает на поддержку образа жизни интеллигентного человека! — возмущался Ованес Туманян вначале двадцатого века. Общественный и политический деятель, литератор Туманян несомненно, один из самых влиятельных людей в истории армян ХХ века. Вот, он поднимает вопрос об окладе учителей армянских школ. 1910 год — это времена, когда армянская государственность еще не была восстановлена и средства на образовательную систему выделяли группы меценатов. К ним и обращается Туманян со страниц газеты, как было принято в те времена.

Оклад армянского учителя
Время от времени внимание публики привлекает вопрос об окладе наших учителей. Иногда причиной этого интереса становится задержки выплат, а порой в обществе поднимаются споры о размере учительского жалованья. Одни считают оклад учителя недостаточным, другие, напротив - слишком высоким для общества, которое его обеспечивает. Это одна из самых острых проблем нашей школы и она достаточно серьезна для того, чтобы быть вынесенной на публичное обсуждение.

Кого мы представляем себе, говоря об армянском учителе? Обычно имеется ввиду бедный, одинокий, несчастный человек, обреченный на вечную нужду, с самыми скромными потребностями. Забудем же, наконец, это убогое и устаревшее представление.
На самом деле армянский учитель - это человек с высшим или средним специальным образованием. И редкий учитель сегодня одинок: как правило, у него есть небольшая семья, жена и хотя бы двое детей. Возможно, и один человек в качестве прислуги.

Итак, много ли нужно, чтобы такая семья жила достойно в городе или в провинции? В наших приходских школах, то есть - в крупных городах, учитель получает в среднем около 1000 рублей, а в провинции - 400. Возникает вопрос: возможно ли при такой зарплате содержать семью, обеспечивать детей пропитанием и образованием, восполнять хотя бы самые скромные потребности интеллигентного человека?
То есть - быть со спокойной совестью привязан к своему месту,
станет ли добросовестно и безукоризненно исполнять свои тяжелые
обязанности? Если оклад мал, и не удовлетворяет хотя бы простых
потребностей, то учитель перестанет усердствовать, не будет
отдаваться школе, и оставит школу при первой же возможности. И кто
посмеет обвинять его? Ведь он в первую очередь человек, супруг,
отец, лишь потом - учитель, и он прекрасно видит как
вне школы живут и сколько получают люди с таким же
образованием, а то и те, кто много ниже его по образованию и по
своим нравственным качествам. И в конце концов, жизнь дорожает,
дорожают аренда за жилье, еда, одежда, а его жалованье остается
прежним.
1910
|
</> |