Проблемы с постройкой головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510

топ 100 блогов bmpd29.03.2023




Как сообщила газета «Коммерсантъ» в материале Татьяны Дятел и Дмитрия Козлова «Россия» не сдается. Цена и сроки выпуска атомного ледокола могут измениться», стоимость строительства сверхмощного головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер»), ранее составлявшая 128 млрд рублей, может вырасти на 40–60%, а сроки его строительства — сдвинуться вправо. Предполагается, что ледокол, необходимый для регулярной круглогодичной навигации по Севморпути, должен быть построен на судоверфи «Звезда» в 2027 году. Как говорят источники “Ъ”, уже сейчас есть отставания по изготовлению крупных корпусных отливок, растут стоимость и сроки работ по производству отдельных частей ядерной энергетической установки ледокола.


Проблемы с постройкой головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 P_20180221_151338

Модель атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») (с) АО «ЦКБ «Айсберг»



Стоимость госконтракта на строительство головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер» может вырасти, а сроки сдачи судна по некоторым корпусным работам на судоверфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) уже отстают от графика, следует из протокола совещания у замглавы Минпромторга Виктора Евтухова от 13 марта (есть у “Ъ”). По словам собеседников “Ъ”, знакомых с ходом обсуждения вопроса, речь может идти об увеличении стоимости госконтракта на 40–60%.

Госконтракт стоимостью 127,6 млрд руб. на строительство головного атомного ледокола «Россия» был заключен в апреле 2020 года, его заказчик — «Атомфлот», дата окончания работ — декабрь 2027 года. Ледокол мощностью 120 МВт должен обеспечить круглогодичную проводку судов по Севморпути с коммерческой скоростью в 10–12 узлов для вывоза углеводородов на внешние рынки. В первую очередь ледокол должен обеспечить круглогодичный вывоз СПГ с арктических проектов НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане.

До конца апреля «Росатом» на основании данных «Роснефти» должен предоставить в Минпромторг доклад об увеличении стоимости и сроков работ. При этом, как следует из протокола, замминистра Евтухов подчеркнул «невозможность срыва установленного срока сдачи». Вопрос о необходимости переноса сроков, по данным “Ъ”, уже доведен до Владимира Путина. В аппарате премьера Михаила Мишустина “Ъ” сообщили, что в правительстве вопрос пока не обсуждался. В «Роснефти» от комментариев отказались.

В Минпромторге “Ъ” подтвердили, что вопрос о сроках и стоимости обсуждался на совещании, и сообщили, что «только по результатам проведения экспертизы при необходимости можно будет аргументированно говорить об объективном увеличении срока и стоимости строительства».

«Роснефть», согласно протоколу совещания, объясняет необходимость увеличения стоимости и переноса сроков срывом поставок крупных корпусных отливок — ледового зуба, кронштейнов пера руля и кронштейнов гребных валов наружных, которые в течение 2022 года «Звезде» должен был поставить украинский завод «Энергомашспецсталь», расположенный в Краматорске (сообщалось о разрушении промышленных помещений завода в результате военных действий на Украине).

Контракт с новым изготовителем — УЗТМ-КАРТЭКС — до сих пор не заключен, а сроки поставок этих отливок предварительно перенесены на август 2025 года.

На 12% (до 44 млрд руб.) может вырасти стоимость контрактов на поставку ядерной энергетической установки (ЯЭУ) ледокола «Россия», в состав которой входят паротурбинные установки (ПТУ) «Силовых машин», реакторная установка РИТМ-400 «Атомэнергомаша». Так, контракт с «Силовыми машинами» вырос в цене на 65%, до 9,48 млрд руб., сроки поставки перенесены на восемь-десять месяцев — на конец 2025 года.

В «Росатоме» “Ъ” сообщили, что «Атомэнергомаш» осуществляет производство РИТМ-400 в контрактные сроки. «Силовые машины» подтвердили “Ъ” изготовление ПТУ в контрактные сроки — 2025 год. Обоснованность существенного роста цен покупных материалов и комплектующих ПТУ (в том числе предприятиями «Росатома») рассмотрена комиссией заказчика и подтверждена, сообщили там.

Несвоевременная поставка составных частей ЯЭУ может затянуть формирование центральной части корпуса, в частности машинных отделений, «России» и сместит общий график строительства судна, говорит источник “Ъ”, близкий к «Роснефти».

Как утверждают собеседники “Ъ”, есть отставание в проведении работ и со стороны самой «Звезды»: для его сокращения судоверфи необходимо привлечь больше рабочих для корпусных и сварочных работ на ледоколе.

На середину марта вместо 15% от общего объема плановых работы выполнено лишь 5%. «Если кратно не увеличить скорость корпусных работ, то составные части ЯЭУ в 2025 году едва ли понадобятся»,— замечают собеседники “Ъ”.

Строительство атомного ледокола — первый опыт судоверфи «Звезда», отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. «Не имея представления о сроках выполнения отдельных этапов строительства, возможности проведения параллельных работ на других узлах ледокола, сложно сказать, сколь критична эта задержка для его сдачи»,— отмечает он.

Что касается круглогодичной навигации на Севморпути, то она в первую очередь относится к работе газовозов проектов НОВАТЭКа, поскольку, по правилам плавания в акватории Севморпути 2022 года, круглогодично в тяжелых ледовых условиях даже под проводкой ледокола может происходить плавание только судов арктического ледового класса Arc7 и выше. Только НОВАТЭК, помимо «Норникеля», располагает судами требуемого ледового класса. Строящиеся для второго проекта НОВАТЭКа — «Арктик СПГ 2» — на «Звезде» в партнерстве с южнокорейской Samsung Heavy Industries газовозы обладают улучшенной ледопроходимостью, а строящиеся на DSME — еще и большей мощностью. «Это позволяет предположить, что круглогодичная навигация в восточной части Севморпути сможет быть начата, не дожидаясь ввода в строй ледокола "Лидер"»,— полагает господин Григорьев.


я1316

я1317

Корпусные конструкции строящегося головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») на ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Вверху - состояние на октябрь 2022 года, внизу - на март 2023 года (с) Телеграм-канал "Записки мичмана Птичкина"



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
— Кто возьмёт билетов пачку, тот получит... — Водокачку! Продолжаем серию заметок, посвящённых юбилею «Бриллиантовой руки».  Диалог, с которого начата публикация, известен ...
а не неси пургу! Меня Дзен просто радует тем, что ясно показывает — я за 15 лет в ЖЖ сумел вырастить правильных или забанить неправильных комментаторов. Да, их теперь мало. Феерии воинствующих дураков теперь тут нет. Только если мой пост случайно выносит на самый верх ...
Зачем это? ...
Совершенно не собирался дуть в одну дуду с И.А. Варламовым, тем более, что он оказывается не понимает ни что такое государство вообще, ни что такое РФ в частности. Но сама постановка проблемы часто важна и ценна сама по себе. В общем он сегодня осветил проблему как горит в России лес. (Да ...
В какой-то степени благодаря своей работе стала испытывать почти не мотивированное отвращение ко всякого рода классификаторам, от совсем убогих и ...