Проблемы подготовки к полетам.

Из всех мемуаров американских астронавтов «героической» эпохи я больше всего люблю книгу написанную Майклом Коллинзом. Она емкая, интересная, не перегруженная деталями и откровенным ворчанием (привет мемуарам Янга), автор не превозносит сам себя (привет Сернан), а даже иной раз зря преуменьшает свои заслуги.
Его мемуары на русский вроде не переводились (я не видел) так что позволю себе выложить несколько интересных кусков в моем переводе.

Первый кусок будет про ЗОЖ:
«В таких обстоятельствах, как готовить свое тело к полету в космос? Теории на эту тему среди астронавтов разнились. Бонвиван Уолли Ширра считал, что лучшим методом подготовки к невесомости будет отдых. Математик Нил Армстронг предполагал, что каждому человеку отведено конечное число ритмов работы серда и он не собирается ускорять свой уход, требуя от сердца разгоняться во время упражнений. В противоположном углу была группа качков, среди которых был Эд Уайт, который начал свой типичный день с развлекательной пробежки в три мили и заканчивал его полудюжиной игр в сквош и гандбол. Между ними, под покровом кривой нормального распределения, ютилось большинство.
Оно чувствовало, что упражняться было полезно, приятно или необходимо, но не были так воинственны по этому поводу и занимались теми упражнениями или видами спорта, которые считали наиболее полезными лично для себя. Удивительно, но в НАСА не было какой-либо формальной программы физической подготовки и мы были свободны делать много, мало или не делать вообще ничего.
В центре подготовки был великолепный спорткомплекс, предназначенный исключительно для использования нами, с двумя залами для гандбола и двумя кортами для сквоша.»
Сквош и гандбол считались самыми полезными видами спорта для астронавтов и поэтому для них и построили отдельные залы. Впрочем, все астронавты будут говорить, что физическая форма (за исключением травм и болезней) действительно практически никак не влияла на шансы попасть в экипажи.
В СССР обязательно физо было, но судя по дневникам Каманина загонять туда народ было чем дальше, тем сложнее, а космодеды на нее упорно забивали.
Второй кусок про планирование полетов:
«Джемини-6 доложен был быть настолько коротким, насколько длинным Джемини-7. Борман был настроен продержаться все четырнадцать суток, Ширра был настроен провести сближение и приземлиться как можно скорее. Том Стаффорд хотел выхода в открытый космос, но Уолли не хотел иметь с этим ничего общего. Ученые умоляли об экспериментах, Уолли только смеялся. Он хотел простоты, краткости и успеха, а последнее обеспечивалось первыми двумя. У него был величайший человек-компьютер — Том Стаффорд, вот он пусть и решает проблемы орбитального сближения, а как только они будут решены, Уолли выставит плакат »Бей Армию!« в окно, сыграет Фрэнку и Джиму джингл беллс на губной гармошке и потом вернется домой и запалит сигарету.»
Судьба Джемини-6 действительно была непростой, изначально предполагалось, что экипаж совершит первую в истории стыковку в космосе, но их мишень «Аджена» взорвалась через шесть минут после старта и экипаж в итоге никуда не полетел. Запасной «Аджены» не было и все пошли думать, что делать дальше. Но тут снизошло озарение, следующий полет — Джемини-7, это двухнедельный марафон с научной программой, так давайте их и будем использовать как мишень, вокруг которой экипаж шестого будет отрабатывать различные орбитальные маневры. Седьмые стартуют первыми, а потом шестой после спринтерской выкатки ракеты с кораблем на старт.
Вторая попытка старта Джемини-6 тоже сорвалась, сразу после включения двигателей ракеты-носителя они выключились. Экипаж в доли секунды должен был решить, что им делать, если они уже успели оторваться от стола, то им надо рвать ручки катапультных кресел и отчаливать, потому что вот-вот все рухнет со впечатляющим взрывом. Но опытные летчики-испытатели, что называется пятыми точками, почувствовали, что они никуда не полетели и не стали ничего предпринимать. В итоге их снова вытащили из корабля.
Удачным для них стала лишь третья попытка старта через три дня. На орбите они быстро догнали Джемини-7 и летали вволю вокруг него, подходя на расстояние до 30 сантиметров, после чего вернулись на Землю. Весь полет шестого продлился чуть больше 25 часов.


|
</> |