Проблемы эвтаназии
fan_project — 25.12.2024Эвтаназия - это, в обычном понимании, прекращение жизни человека, страдающего неизлечимой болезнью и испытывающего невыносимые физические страдания. Причем осуществляется эвтаназия по просьбе самого больного. Впервые этот термин употребил английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) для определения легкой, безболезненной смерти. Эвтаназия в переводе с греческого как раз и означает смерть без мучений и страданий: euthanasia, где eu - «хорошо», a thanatos - «смерть».
Однако следует заметить, что, хотя единого определения эвтаназии и не существует, тем не менее во всех формулировках сущность этого понятия сохраняется. Например, эвтаназия - это «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие» или «сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем».
Правда, в начале XX века немецкий юрист К. Биндинг и его соотечественник психиатр А. Гохе предложили для термина «эвтаназия» поистине кощунственное определение. Они рекомендовали называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней.
Эта интерпретация воплотилась в реальные дела в гитлеровской Германии, где декретом от 1 сентября 1939 года начала действовать программа «Эвтаназия», в ходе которой были умерщвлены сотни тысяч умственно отсталых и психически больных людей, а также страдающих от старческой немощи и различных органических неврологических расстройств. Их посчитали обузой для общества и предали относительно легкой смерти в газовых камерах…
А вообще в зависимости от способа, с помощью которого прерывается жизнь безнадежно больного человека, различают эвтаназию пассивную и активную.
При пассивной эвтаназии медики намеренно прекращают поддерживающую терапию больного, что ускоряет наступление естественной смерти. А при активной эвтаназии умирающему пациенту вводят лекарственные или иные препараты, которые влекут за собой немедленную смерть.
Проблема эвтаназии имеет несколько аспектов, находящихся в разных плоскостях. Например, медицинский ее аспект связан с необходимостью четко выяснить, возможно ли применение к данному больному эвтаназии. Предполагается, что если биологическая смерть пациента неминуема и к тому же, умирая, он испытывает тяжелейшие мучения, в виде исключения ему можно помочь быстрее уйти из жизни. Однако при этом следует иметь в виду, что медицинская наука не стоит на месте и, если есть хоть какая-то надежда, что страдания человека могут быть облегчены или прекращены с помощью соответствующих медицинских препаратов, вопрос об эвтаназии вообще не должен подниматься. К тому же врачам-практикам известно немало случаев самоизлечения, в том числе и от онкологических заболеваний, хотя многими учеными такие факты и не признаются.
Кроме того, надо помнить, что именно невыносимые боли чаще всего заставляют больного просить врача ускорить наступление смерти. А значит, такие просьбы не всегда искренни. Поэтому врач обязан противопоставить им современные обезболивающие средства, которыми сегодня располагает медицина. К тому же на самоубийство (а эвтаназия - это, по сути, и есть суицид) нередко решаются больные люди, которые, находясь в состоянии депрессии, страха, отчаяния, не получают достаточной заботы от родственников, а также внимания со стороны лечащих врачей. Поэтому этот фактор тоже надо учитывать, прежде чем предать человека «легкой смерти»…
Помимо вышеназванных проблем, многие врачи опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может замедлить поиск новых средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным.
Что же касается юридического аспекта, то он заключается в необходимости принятия четких, закрепленных правовыми актами процедур проведения эвтаназии. А проблема эта довольно сложная, поскольку даже самое незначительное упущение в юридической базе может привести к проникновению криминала в эту непростую социально-этическую область медицины. Например, ради наследства кое-кто может попытаться с помощью недобросовестных юристов и врачей отправить в мир иной богатого родственника.
Имеется еще и религиозный аспект эвтаназии. И он является весьма существенным для верующих. Дело в том, что эта проблема всеми конфессиями решается однозначно: жизнь, а значит, и страдания даются человеку свыше и отнимать ее каким бы то ни было способом и с любыми, даже самыми благими, намерениями нельзя.
Вообще же медицинская этика запрещает причинять здоровью человека вред. И слова великого греческого врача Гиппократа: «Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство и также не посоветую это» - до наших дней остаются одним из основных правил врачебной этики.
Однако, несмотря на противоречивые точки зрения на умерщвление тяжелобольных людей, общественное мнение к пассивной эвтаназии становится все терпимее, а в некоторых странах она даже узаконена.
Так, в Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия пациентов, страдающих от невыносимых болей и не имеющих шансов на выздоровление, не считается противозаконной. Но при этом больной должен сам осознанно и без принуждения дать согласие на эвтаназию. Подобные просьбы от ближайших родственников пациента, который находится в бессознательном состоянии, юридической силы не имеют.
Пионером же узаконенной «легкой смерти» является Голландия: в апреле 2002 года в стране был принят закон, в котором оговаривалась процедура эвтаназии и «юридическая безопасность медиков». Фактически же эвтаназия практиковалась в этой стране с 1997 года. Кстати, эвтаназия в Голландии - явление очень распространенное. Так, в 2008 году в стране было зарегистрировано 2331 случай «благой» смерти. Это почти на 10 % больше, чем в 2007 году. При этом 1851 больной ушел из жизни дома, 145 - в больницах, 198 - в домах престарелых и 137 - при иных обстоятельствах.
Впрочем, если быть до конца точным, то следует сказать, что еще в 1977 году в Калифорнии (США) после многолетнего обсуждения на референдумах был принят, по сути, первый в мире закон «О праве человека на смерть», согласно которому неизлечимо больные люди могли в письменном виде потребовать отключения реанимационной аппаратуры.
В 2002 году эвтаназия была также легализована в Бельгии. И уже в 2003 году в этой стране эвтаназия помогла уйти из жизни 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году - 360.
В Швейцарии эвтаназия для неизлечимо больных, а также для людей с тяжелыми расстройствами личности была законодательно разрешена в феврале 2004 года. По экспертным данным, каждый год в Швейцарии таким образом уходят из жизни около 100 человек.
В апреле 2005 года французский парламент также утвердил закон, в соответствии с которым безнадежно больные получили право воспользоваться эвтаназией. Теперь, если больной находится, например, в коме, а значит, не в состоянии самостоятельно распорядиться своей жизнью, за него может принять решение, так называемое доверенное лицо, обычно близкий родственник больного. В этом случае врач отключает аппарат искусственного поддержания жизни (пассивная эвтаназия).
Говоря о легализации «легкой смерти», следует еще раз подчеркнуть, что в странах, где она разрешена законодательно, речь идет только о пассивной эвтаназии. В то же время в Великобритании медикам за искусственное прекращение жизни больных людей грозит до 14 лет тюрьмы, а в Испании и Германии эвтаназия однозначно трактуется как убийство. Правда, немцы допускают собственную пассивную форму эвтаназии.
Итак, несмотря на то, что отношение общества к «легкой смерти» постепенно меняется, проблема эвтаназии до сих пор остается нерешенной.
«100 великих угроз цивилизации», Анатолий Сергеевич Бернацкий, 2014г.