Проблема тела


Политика - это пространство вечной борьбы за право создавать смыслы, объясняющие элементы реальности. В то же время политика зависит от контекста, от того, в какой именно ситуации ведется эта борьба.
И в этом контексте важным может оказаться любой объект. Например, тело умершего человека.
В классической работе, посвященной политическому значению останков "The political lives of dead bodies", антрополог Катрин Вердери отмечает, что мертвые тела могут стать политическими символами. Они активируют культурное пространство общества, включающее в себя понимание сакрального, морали, представления о вечном.
Вердери изучала политическое значение мертвых тел на примерах из посткоммунистической Восточной Европы. В те годы перезахоронения национальных героев приняли чуть ли не массовый характер - одним из наиболее показательных примеров является торжественное перезахоронение казненного в 1958 году премьер-министра Венгрии Имре Надя и его четырех сторонников. В нем приняли участие около 250 тысяч человек.
Автор отмечает, что возвращение мертвецов в политическую жизнь было неслучайным.
Мертвое тело становится политическим символом, потому что оно обладает двумя важными характеристиками: материальностью и многозначностью.
Материальность тела, посредством которой можно "вернуть прошлое" - например, вернув останки национального героя на родину, способствует лучшей трансляции идеи. Тело Ленина в Мавзолее "олицетворяет" собой коммунистическую идею, делает ее более близкой.
Тем самым тело материализует в себе идею. Тело важно потому, что оно включается в культурные практики и усиливает важность тех смыслов, которые человек транслировал при жизни. Эти смыслы не умерли, они здесь, и тело служит этому подтверждением.
Многозначность мертвого тела заключается в его способности соединять в себе множество интерпретаций человека и его жизни. Мертвый герой не терпит поругания - это является распространенным правилом, и тем самым, каждый старается найти в нем близкий себе символ. Упомянутое выше перезахоронение Имре Надя вызвало множество интерпретаций его личности - коммунисты видели в нем коммуниста, националисты - националиста, демократы - демократа. То, что эти суждения не совпадали между собой, не мешало консенсусу относительно того, что Надь - национальный герой Венгрии.
Еще одна особенность мертвого тела как символа - оно актуализирует имманентно присущие человеку вопросы - что есть жизнь и что есть смерть, и что будет после. К телу относятся с почтением, как к тому, что уже перешел границу и получил ответы на эти вопросы.
Более того, мертвое тело - это умерший человек, такой же, как те, кто его наблюдают. Это вызывает сравнения с самим собой, и герой становится ближе. Так же ближе становится и идея, которую символизирует его тело. Особенно сильно такой эффект возникает, отмечает Вердери, когда символическое обрамление тела связано с идеями страдания и жертвенности.
Таким образом, мертвое тело - потенциально весьма эффективный политический символ. Оно наделяет тех, кто является его наследниками, огромным количеством символического капитала, ретранслируя эмоции и наделяя легитимностью. Неслучайно перезахоронения были частым явлением посткоммунистической Европы - политики стремились показать, что они являются истинными наследниками героев.
Заметки на полях
|
</> |