Проблема не во власти

Совсем не во власти. Просто ни чуточки не во власти. Ну, разве что уж совсем чуть-чуть...
Проблема в нас. И хотя действия властных пропагандистов и мешают нам эту проблему решать, но только совсем-совсем чуть-чуть. Ну, примерно – как включенный у соседа телевизор мешает нерадивому школьнику решать задачу по арифметике. Да, они нас развлекают, да – отвлекают: то Лимоновым, то Прилепиным, то Шевченко... список имен тех, кто высказывает свои мнения – а что, право имеют – здесь мог бы быть очень длинным, бесконечным. Но вольнО нам вестись на каждый такой информационный всплеск. Мы же не котята, которые бросаются играть с любым брошенным им фантиком. Или все же – котята?
У нас есть задача. Сформулировать для общества повестку дня, обозначить проблемы, поставить задачи и хотя бы контурно наметить пути их решения. Обычная работа мозга. Потом, когда-нибудь, когда мы это сделаем и начнем доводить свой месседж до общества, власть, конечно, всеми силами и всеми своими умениями – а и того, и другого у нее хватает – будет нам мешать. Но это будет потом. А сейчас ей и мешать-то нам не в чем. Нет у нас повестки.
Не альтернативной повестки у нас нет. У власти для общества тоже нет и не может быть никакой повестки. Да здравствует наш Карабас дорогой, уютно нам жить под его бородой – это не повестка. И превратимся из мирового шпаненка в мировую шпану, и тогда все нас зауважают – это тоже не повестка. А ничего другого предложить они не могут. Потому что другое обрушит им и власть, и имущественное положение – в общем, стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Но от того, что повестки нет у власти, у нас она сама по себе тоже не появится. Откуда? И поэтому говорить нам о "них" большого смысла нет. У них свои задачи по жизни, у нас – свои. И задачи эти мало пересекаются, почитай – совсем не пересекаются. Они морозят Россию, они обматывают проволкой гранату, чтоб не рванула, они растлевают народ – во всем этом мы мало можем им помешать. Тактически – мало.
Конечно, можно и нужно противопоставлять лжи правду, а глупости – ум. Можно и нужно создавать информационную инфраструктуру: сеть каналов распространения умной правды. Но проблема здесь в том, что нам сегодня не так много чего есть запустить в эту информационную структуру. Дело не только и не столько в том, что коварный враг отравляет наши арыки, в которых звенит и играет на солнце хрустальная истина. Дело в гораздо большей степени в другом: в той плотине, которая нам самим мешает запустить хрустальную истину в нашу оросительную систему.
Сегодня мы прочно влезли в костюм одного из крыловских персонажей – выберете сами, кто вам больше нравится: лебедь, рак или щука – и вместе с коммунистами и консерваторами наровим стронуть с места наш воз – Россию. Дедушка Крылов хорошо описал плодотворность таких попыток. Воз и ныне там. (А Васька, как вы сами понимаете, тем временем слушает, да ест; и съел уже немало.)
Что делать? Умнеть. И по возможности – быстрее. Понять, что в треугольнике "запад-коммунизм-патриархальность" задача не решается. Что из этой плоскости надо вырываться. Что жонглировать архаичными понятиями, вроде "классы" или "производительные силы" – дело хоть и привычное, но бесперспективное. Что формулу "свободное развитие каждого" необходимо наполнить конкретным психологическим, социальным и экономическим содержанием. Что нежелание двоечника изобретать велосипед кончается двойкой за неумело списанное решение. Что средства не только не оправдываются целью, а целью обвиняются и наказываются. Что "за все хорошее против всего плохого" не прекраснодушный порыв наивной души, а нравственный императив, ждущий, когда мы удосужимся превратить его в программу практической жизни. Что пессимизм – состояние души, хотя и очень приятное создаваемыми им иллюзией мудрости и комфортом ничегонеделанья, но при этом и чреватое тем, что будет не просто хуже, а так плохо, что ни для иллюзий, ни для комфорта не останется места даже на диване, потому что и самого дивана не останется. Что страхи, комплексы, предубеждения и мифы, которыми нафаршированы наши души, превращают нас в духовным инвалидов, если не паралитиков. Что... Впрочем, я увлекся: список этот долгий, а умнение – дело не быстрое: выдавливать из себя глупость приходится капля за каплей. Так что "им" беспокоиться особенно не о чем. Пока мы в таком состоянии, мы для них совершенно безопасны. Можно есть дальше. И хорошо есть.
Им не мы угрожаем. Им угрожает граната, которая у них в руке и запал из которой они так хотят вытащить, не понимая при всем своем практическом уме, что это невозможно. Но это уже разговор о другом. Обезьяна с гранатой – вообще существо страшное.
|
</> |