­
­

Про знания

топ 100 блогов vitus_wagner09.01.2010 Тут в комментах у Про знания [info]don_beaver зашла речь о том, какие знания должна давать школа.

Народ списочки составляет.

А я вот что скажу - любые знания, с которыми ученик сталкивается в школе, должны быть целью его там пребывания, не более чем фраза "мама мыла раму", используемая при обучении чтению и письму.

Задача школы - не дать знания, а дать навыки работы со знаниями. Знания все равно устареют нахрен. Кому сейчас кроме историков нужны знания о том, что поездка в автобусе в советской Москве стоила 5 копеек, а в трамвае - 3. А ведь было весьма актуальное знание в те годы, когда я в школе учился.

Кстати, десятипальцевый метод печати на клавиатуре - тоже преходящее знание. Через десять лет будут везде всякие neural impulse activators, и забудут про алфавитно-цифровые клавиатуры. Клавиатуры, полагаю, ненадолго переживут перфокарты, одновременно с которыми появились. Их роль в человеческой культуре куда меньше, чем роль почерка. Другое дело что навык десятипальцевой печати экономит слишком много времени при работе с информацией СЕЙЧАС. Поэтому его надо давать.
Равно как и навыки работы с существующими в данный момент средствами обработки информации. Желательно давать так, чтобы когда появятся новые, освоение их не вызывало футуршока.

Другой вопрос что единственный известный сейчас способ эффективно работать со знаниями - это иметь в голове модель мира, куда эти знания непротиворечиво встраиваются.

Вот эту модель придется создавать в основном именно в школе. Потом - поздновато будет.

И первый принцип, который следует при этом воспитывать "бесполезных знаний не бывает". Те знания которые даются должны естественным образом вытекать из доступной и интересной школьнику активности по познанию и преобразованию окружающего мира. А к этой активности через достаточно короткие, чтобы школьник не потерял интереса, цепочки логических переходов можно притянуть все, вплоть до квантовой физики.

Второй принцип - это системный подход. Окружающий мир весь пронизан какими-то взаимосвязями, и любое действие имеет последствия. Кстати, это даст куда больший эффект по части воспитания нравственности, чем любая религиозная проповедь. Всевидящего и всеведущего надзирателя можно пытаться обмануть. Законы природы не обманешь. Это, по-моему, дети усваиваю еще в дошкольном возрасте, что уговорить или переубедить маму можно. А вот силу тяжести - хренушки.

Какие конкретно знания будут использоваться для наработки этих базовых навыков и принципов - не важно. Главное поменьше текстов, побольше самостоятельной работы руками и головой.

Кстати, вот, программирование - типичный случай самостоятельной работы руками и головой. Ершов был прав в свое время, утверждая что "программирование - вторая грамотность". Умение сформулировать свою мысль так, чтобы понял даже тупой кусок кремния - это именно умение работать со знаниями. К сожалению, идеи Ершова в распадающемся СССР были не ко двору. Надо полагать, что Ершов наивно думал что в СССР действительно коммунизм строят. Кстати, у Никиты Моисеева в его воспоминаниях приведено несколько весьма характерных примеров, насколько наивны были тогдашние математики в вопросах функционирования народного хозяйства СССР.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Привет! Понимаю, что вопрос "делать или не делать" - это разжигание розни, поэтому сформулирую свои вопрос так: девочки! Кто читал Червонскую и Котока (а, может, и еще кого-то из противников вакцинации). Какие конкретно прививки они (Червонская, я ...
Предыдущие части: Часть 1: Введение Часть 2: АКДС Часть 3: Энцефалопатия Часть 4: Синдром Драве Часть 5: СВДС «Не говорить — значит говорить. Не действовать — значит действовать.» «Молчание перед лицом зла само по себе есть зло.» Дитрих Бонхёффер Инфантильные спазмы ...
Как правило, вначале такой вопрос даже не встает. Социальный статус, квартиры, дома, тачки, телки, беспечность в дорогом магазине. У многих потом это становится спортом и страстью - как коллекционирование марок или рыбалка. И удивительно.. Очень мало кто рассматривает деньги как ...
Сегодня днем мы с Олей поженились! Теперь мне нельзя в Бельдяжки, пропал еще один парень, борща, посадить сына, вырастить дом, построить дерево, горько, совет да любовь и прочее подобное. Ура! :) 2. Сначала я пытался сбежать. 3. Оля в шоке. 4. Я доволен! 5. ...
Я не понимаю назначения трех вещей в жизни. При этом они жутко распространены и есть почти в каждом доме. Одна из вещей - бейсболки. Не понимаю, хоть убей. Они практически никому не идут, красивым аксессуаром их не назовешь никак (сколько страз не ...