Про учебу
lattona — 05.10.2011 Я обещала людям тут и на бихансе ответить в постах на часто задаваемые вопросы. Вопросы такие (я суммирую своими словами):1. Где (как, чему, как долго) училась?
2. Где берешь клиентов?
3. Как оно вообще живется книжному иллюстратору? (в смысле денег, в остальном понятно, что ему приятно жить)
4. Технические дела (на какой бумаге, какими красками-ручками-перьями, в какой последовательности итд рисуешь?)
Сейчас, наверное, успею только учебу осветить.
Так сложилось, что у меня нет академического художественного образования. Когда я сильно комплексовала по этому поводу (а это было очень долго), то на вопрос человека с моими картинками с руках "Ты где-то этому училась?" я небрежно отвечала "Нет, оно само". Или, скажем, спрашивает человек "А вот линия такая ровная... это ты ведешь, прям не отрывая руки?" - "Да, конечно" (с интонацией "и вообще, это ногой нарисовано...")
Мне сейчас страшно неловко перед людьми, которых я таким образом вогнала в комплекс. Потому что это, разумеется, вранье страшное. И происходило оно из одной детской истории. Я рисую сколько себя помню, то есть с младых ногтей. И, видимо, к школе я считала, что "умею рисовать", хотя не задумывлась, разумеется.
И вот в первом классе сижу я на уроке рисования и рисую ножницы. Такое было задание. Ножницы у меня получились аккуратные и симметричные и вообще я ими капец гордилась. И учительница, которую я обожала, говорит: кто закончил, рисуйте, что хотите. Я не помню, что я рисовала на вольную тему, потому что дальнейшее вышибло из головы это воспоминание. В конце урока все стали смотреть, кто что наваял, и полкласса сгрудилось у последней парты, где сидела девочка Алина.
Алина нарисовала лыжников. В полный рост, в профиль. Они бежали среди елей и были как живые. Это был реально взрослый рисунок, у них даже правильно выглядели кисти рук, сжимающие лыжные палки, в то время как я тогда, если б рисовала из головы, не смогла бы даже правильно понять, в какую сторону сгибается рука в локте.
Учительница восторгалась и просила подарить ей рисунок, все остальные тоже восторгались. И Светлана Петровна (учительница) тогда спросила Алину:
- Ты где-то этому училась?
- Нет, - говорит Алина, - оно само получается.
- Послушай, у тебя настоящий талант! Слышишь? Это дар!!!
Меня учительница очень любила и, когда заметила лицо, на котором я до сих пор не умею ничего скрывать, сказала: "А Дорошева подарит мне свои ножницы, правда, Света?"
Я не подарила. Я их ритуально изничтожила, разумеется. И навсегда зарубила себе на носу, что "Талант - это когда САМО получается". И впоследствие находила тому множество подтверждений (разумеется, я же в это верила. Потом, когда я верила в обратное, я находила подтверждения прямо противоположному : что талант - это труд).
Так вот, несмотря на то, что официально я нигде не училась этому, я училась много. И в первых своих рисунках с ровными линиями я над каждой линией корпела по 15 минут, отрывая руку каждые два миллиметра. Причина, по которой я, как правило, избегаю ответа на вопрос, как и где училась - это то, что я не считаю свой путь оптимальным, я бы его никому не советовала. Не потому что он сложный, а потому что он кривой. Но спрашивают часто. Рассказываю, но советую идти все же классическим путем (сначала образование, анатомия, академ. рисунок, гипс, композиция, все дела, а потом уже личные пристрастия) - так и короче, и меньше глупостей собираешь по дороге.
Я училась у мастеров книжной иллюстрации золотого века. Эдмунд Дюлак, Кэй Нильсен, Гарри Кларк, Хит Робинсон - мои учителя и основные влияния. Кларк - гений орнамента. Нильсен - гений композиции и стилизации. Робинсон - гений сюжета. Дюлак - гений. Я хотела бы о них написать отдельные посты, но они такие для меня великие, что это так вааажно, что я аж не могу написать. С другой стороны, их очень много в сети с тех пор, как я выискивала их по крупицам.
Что такое "золотой век иллюстрации", включая перечисленных художников, можно посмотреть, например, здесь:
http://www.surlalunefairytales.com/illustrations/index.html
или здесь:
http://artpassions.net/
Ну а как, спрашивают, как научиться-то? У меня получалось так: влюбляюсь в художника. Сохраняю все его картины в папку и жду от месяца до года, пока немножко поутихнет страсть и пиетет. Потом открываю и смотрю трезво. Отбираю картинки, к которым у меня конкретные вопросы, а не страсть "вообще". Например: как здесь работает композиция, если она явно вся из себя неправильная, заваленная вбок и при этом такая неотразимая? Или - как он совместил тонкий орнамент и огромные заливки черным, и при этом не "задавил" орнамент? Или - что делает его женщин такими неземными? какие именно законы анатомии он нарушает? Или - что он делает с контуром, что его фигуры светятся? Ну, таких вопросов миллион, я проясняла по мере поступления. И еще миллион остался.
Иногда внимательно рассмотреть достаточно. Иногда следует сразу опробовать прием на одной из своих работ. Иногда лучше скопировать часть или целую работу, потому что часто смотришь и кажется понятным, а садишься делать - и куча вопросов и нестыковок.
То же самое касается орнамента. Первые орнаменты я выписывала, обложившись книгами по барокко, ренессансу, среднековым иллюминациям, китайским, персидским, японским итд оранментам, тканям, барельефам и прочая... Сейчас я в карандаше рисую только фигуры и элементы композиции, а орнамент действительно делаю сразу ручкой или кистью из головы (и ногой. Шучу:)
С этого начиналось. В марте я таки пошла учиться в местную художественную студию. По итогу учусь я так:
1. Обнаженная натура - раз в неделю (сделаю отдельный пост с картинками).
2. Академ рисунок (гипсовые головы, натюрморты и прочие такие ученические штудии) - раз в неделю.
3. Также я время от времени по-прежнему копирую что-то из фигур ренессанса, но уже не из страсти, а именно поучиться-разобрать.
4. Красткосрочные курсы (акварель, масло, все, что есть в студии, все полезные)
5. Эксперименты. Много дает постоянное рисование набросков с натуры, или из головы, да любых, короче, скечбук.
И что я вам хочу сказать. По хорошему, мои стадии следует поменять местами - сначала учиться, а потом разбираться со своими влияниями, стилями и прочими индивидуальными вещами. Учеба - это великая вещь. Во-первых, она очень экономит время пути: то, к чему самотыком приходишь годами, там просто выясняется в ходе одного занятия. Во-вторых, она избавляет от многих печалей, как я говорила: комплекс самозванца, уверенность, что у тебя нет "ничего своего" и "на самом деле" ты ничего не умеешь... Она заставляет пробовать то, что сам бы никогда не заставил себя осилить, и окха-а-а-азыется, что ты очень даже многое умеешь, а если нет, то в состоянии осилить. И в-третьих, она дает свободу, как и всякое знание и мастерство. А творческая свобода - это все. В общем, желающим всячески рекоммендую сначала учебу, причем классическую.
Остальные вопросы - в будущих постах. Всем радости и любознательности:)