Про Толстоевского в школьной программе

топ 100 блогов krylov01.10.2016 За что я особенно ненавижу российские «информповоды», так это за полную блокировку самой возможности обсуждать именно ту тему, которую они подымают. Ну в самом деле. Если какую-то идею – пусть даже содержащую в себе нечто разумное – предлагает какая-нибудь жабо- или крысообразная оскаленная баба-чиновница, то отношение к данной инициативе может быть только отрицательным. И это правильно. Потому что нехер слушать всякую мразь.

Хороший пример – г-жа Вербицкая, на которой буквально пробы негде ставить. Это такое любимое жабонятко Мировой Жабы (особенно характерно: Президент Санкт-Петербургского отделения Союза англоговорящих, созданного под патронатом королевы Великобритании Елизаветы II, кавалерственная дама Ордена Почётного Легиона и командор ордена Академических Пальм), что сразу понятно – из этого рта ничего хорошего не выквакается. И, соответственно, пока эту академическую пальму не срубить, разговора не будет.

Но вот лет через десять, если Россия ещё сохранится в каком-то виде, можно будет и поговорить, а зачем, в самом деле, нужны в школах «уроки литературы» и какую цель они преследуют. Просто ВОПРОС ПОСТАВИТЬ. Потому что сейчас на самом деле никто не понимает, зачем это вообще делается. И именно потому, что не понимают – жутко боятся что-нибудь испортить. «Вроде бы работает – не будем трогать». Что является вполне правильной позицией в нашем-то положении: «да, мы обезьяны, подражаем давно умершим Белым Людям, почему мы это делаем – не знаем, будем и дальше так делать».

Если же всё-таки осмелиться подумать, то есть всего две концепции «урока литературы». Или это часть процесса изучения родного языка – или это часть процесса изучения родной истории/культуры. Ну то есть, конечно, «или» тут очень условное, но всё-таки оно есть.

В первом случае «литература» должна ориентироваться на стилистически образцовые тексты. Именно образцовые, безо всякого «экспериментирования», годные для заучивания наизусть.

Тогда – «пушкинская парадигма». То есть Грибоедов, Пушкин - ниочёмный, но стилистически образцовый – и дальше через условного «Бунина» к абсолютной вершине русской прозы, Набокову. И никаких Толстых-Достоевских, даже духу чтоб их не было: дурно писали.

Темы школьных сочинений – классические риторические упражнения на заданные темы. Для маленьких – «Осень золотая», «Новый Год», «Мой дедушка». Для старших – «О человеческом достоинстве», «О краткости жизни», «О том, как снискать уважение ближних» и т.п. Цитаты из классиков поощряются, но ни в коем случае никаких «сочинений по книжкам» и «пересказов». Школьник должен продемонстрировать умение «говорить красиво», причём именно в пределах литературной нормы.

Во втором случае «литература» должна преподаваться как часть русской истории/культуры/быта.

Ну, тогда – комментированный Аксаков с Багровым-внуком для маленьких, потом через условных «Боборыкина и Лескова» к Толстому. «Война и Мир» с подробнейшим историческим комментарием на каждой странице, в параллель с уроками истории на тему «как Россия вошла в эпоху своего высшего величия». И с общей интенцией - «быт и нравы русского провинциального дворянства как образец и эталон русский жизни на все времена». Сейчас, кстати, ничего хотя бы приближающегося к требуемому уровню – и, главное, духу - подачи материала у нас вообще нет. Потому что к Толстому можно и нужно пристёгивать всё – начиная от Табели о рангах всех редакций (каковые школьники должны знать изустно и понимать логику) и кончая дуэльным кодексом.

Соответственно, сочинения другие. Для маленьких – «Жизнь мальчика в усадьбе». Для больших – «Представления о чести и долге молодого дворянина начала XIX века».

К сожалению, сейчас нельзя ни того, ни другого. Русский язык русским не принадлежит (напоминаю, русский – это «язык межнационального общения», это его реальный статус в СССР-РФ), и никаких красот ему не положено. Ну а уж русская история Великого Белого Времени – это харам-харам, тьфу, мерзотина.

Поэтому на уроках литературы преподают непонятно что. И непонятно зачем.

)(

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 22:51

https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Увидев данный заголовок ( http://ko.ru/articles/24238 ) я первым делом подумал: опять сенсация!срочно в номер!шок!новость! где будет в виде фамильного древа всё Димкино окружение. Но на практике там оказались сплошь какие-то кавказские миллионеры и ...
Завтра нас закрывают. Днем был последний латте. С такой вкусной ягодной галетой. Вообще-то за время весеннего локдауна я в смысле кофе подготовилась. Медную турецкую джезву приобрела, кофемолку и французкий кофе в зернах. А потому что китайская машина эспрессо оказалась жутким барахлом. ...
sx888 2 мая, 22:38 Известный канадский писатель, эссеист, футуролог и популяризатор Доменик Рикарди спрогнозировал, что ждёт Россию. На Западе его еще называют "квебекским Нострадамусом" - если верить журналистам, во время ...
...
Самуил Адливанкин (1897—1966). Первый Сталинский маршрут. 1936. Сценка, изображённая на картине, имела место 10 августа 1936 года, когда Чкалов вернулся из своего перелёта на Дальний Восток. Встречать на Щёлковском аэродроме его приехал Сталин. 15 декабря 1938 года погиб ...