Про свободный рынок, Чубайса, мыслящий класс и мораль
dimagubin — 11.03.2024
А вот мой текст, опубликованный неделю назад в
Republic:
Я как-то написал в сердцах, что все споры о том, когда и где
Россия пошла не туда, увязнув в чавкающем дерьмом и кровью болоте,
– бессмысленны. Потому что ложна идея, что вначале шли «туда».
Проблема «не туда» не в том, что в 1996-м (или в 2000-м) «не туда»
свернули, избрав Ельцина (или Путина). А в том, что ошибочной была
идея, будто свобода (слова, выборов, рынка - неважно) гарантируют
трансформацию России в Запад. К свободе стремятся и бандиты. У
Путина столько свободы, что хоть ушами ешь.
Идея свободы не является ложной. Ложной является идея, будто
свободы для преобразований достаточно. Или – это вторая большая
иллюзия 1990-х – что для преодоления отставания от Запада
достаточно разрешить частную собственность и рынок. Хотя
реформаторы, выросшие при дефиците, безденежье и вранье (и не
знавшие жизни при рынке) и правда в это верили.
Я помню, как Чубайс во время залоговых аукционов (и
одновременно - первой чеченской войны) повторял, как мантру
(цитируя, кажется, Гайдара): «Неважно, как распределена
собственность, важно, что она распределена». Это казалось разумным
до очевидности. Свободный рынок все поставит на места, и
собственность от нерадивых владельцев перейдет к рачительным. Что
же до чеченской войны… Какое значение имел локальный кавказский
конфликт на фоне вестернизации огромной отсталой страны?!. Чеченцы,
думаю, были Чубайсу примерно как Путину пригожинские зэки. А
настоящие битвы для младореформаторов тогда шли в Москве: за
«Сибнефть», «Норникель», «ЮКОС». Элиты четко видели перед собой
указатели типа: «Догнать Португалию по ВВП через 15 лет». А на
знаки типа «уступи дорогу» или «пешеходный переход», нередко
оставшиеся еще от советской власти, лишь махали рукой. Они
лихачили, как многие, кто из «жигулей» пересел в «мерседесы».
Еще раз повторю главную реформаторскую, чубайсовскую идею:
нужно лишь провести приватизацию, создать класс частных
собственников, завести рыночный мотор, - и русское небо будет в
алмазах счастья. Никогда не жившие при рынке были, судя по всему,
обречены на иллюзию о благостности рыка. А рыночная экономика – она
вообще не про справедливость, счастье и благо. Это просто усилитель
и ускоритель и производства, и общественных отношений.
Форсированный мотор. Машине все равно, куда везти пассажиров. Да
хоть на тот свет:
тут с мощным движком шансов на выживание даже меньше. Чтобы
свободная рыночная экономика была еще и человечной, требуются
ограничители. Некоторые из них хорошо известны, поскольку
формализованы: независимые пресса, суды, профсоюзы, выборы,
сменяемость власти, свобода забастовок и протестов. Но есть и
другие: те, которые у адептов рынка в России (у меня в том числе)
вызывали в 1990-х усмешку. Таким ограничителем является мораль:
укоренившиеся представления общества о справедливости, базирующиеся
на Западе на христианском (я не про церковь) культурном фундаменте.
Милость к падшим. Признание в чужом ровни. Защита слабых.
Мораль не в меньшей степени является ограничителем для частных
и государственных безобразий, чем независимые суды или пресса.
Может быть, даже большим, поскольку выкорчевать нравственное
чувство все же сложнее, чем выхолостить социальные институты. Но
когда кто-то заговаривал в 1990-х о нравственности, мы, дети уже не
райка, но рынка, в ответ презрительно цедили про пирамиду
потребностей Маслоу: в смысле, сперва нужно людей накормить, а
потом уже требовать от них нравственного поведения.
Увы, убежденность, что нравственность нарастет вместе с
жирком, оказалось еще одной иллюзией, и опасной. С жирком нарастает
не нравственность, а пузо. Путин и его окружение стали заметно
нравственно деградировать тогда, когда они удовлетворили все
материальные запросы. После чего у них возникли запросы
нематериальные и неожиданные. Так они сначала восстановили систему
тайной полиции, а потом неправедных судов, а затем перешли к тайным
убийствам, а следом и к войне. Деньги и власть развратили и
растлили их. И ни рынок, ни личная свобода, ни владение
иностранными языками, ни образование, ни европейские манеры и
машины их от деградации не спасли.
Когда я говорю о морали, я не имею в виду абстракции. Мораль -
это алгоритм, дающий лучшие шансы на выживание при меньших рисках.
Вот почему мораль, с одной стороны, исторически конкретна, а с
другой – динамична. Мораль развитого общества не обязательно
понятна обществу отсталому. Суды как общественный институт странны
тем, кто привык к самосуду. Эволюция морали состоит не (с)только в
ее усложнении (от авторитарного распределения к современной
западной рационально-легальной модели, реализующей принцип
«win-win»), сколько в увеличении процента людей, для которых
применение этого алгоритма является выигрышным.
Моральная деградация Путина, а вместе с ним его и сторонников
(и, боюсь, и его заложников, по принципу «стокгольмского синдрома»)
– это его откат и отказ от морали XXI века. Нападение на Украину -
вполне себе типичный поступок для главы европейской державы еще в
XIX веке. Так поступал Наполеон: вполне как Путин. Но уже в начале
XX века такая мораль начинала дурно пахнуть. Добродетелью стали
пацифизм, неучастие, дезертирство, побег с поля боя: взять
лейтенанта Генри из хемингуэевского «Прощай, оружие!». Путин
преступен и аморален именно потому, что решил вернуть Россию на два
века назад, поиграть в императора, заплатив за личную поездку на
машине времени жизнями нескольких украинских и русских
поколений.
Я порой даже думаю, что ярость, с какой путинские стражи
контрэволюции нападают сегодня на Акунина, клеймя иноагентом,
объявляя в розыск, называя террористом и экстремистом, – идет
именно от того, что для Акунина тема нравственного поведения
человека, живущего в безнравственном государстве, является
центральной. Начиная с детективов про сыщика Фандорина. А уж вся
сага «Семейный альбом» вообще сфокусирована на этом. Акунин вместе
с Улицкой и Быковым раньше других и четче других понял, что
направление движения государства зависит не только от экономики или
выборной демократии, которым можно свернуть шею, как свернул Путин.
А от того, насколько сильно и остро люди в обществе реагирует (или
не реагируют) на уничтожение чужого достоинства. Насколько мощны в
обществе, простите за пафос, нравственные маяки и нравственные
стоп-сигналы. Какой класс или какая группа является носителем и
хранителем нравственного чувства. Путин – это ведь довольно
типичный представитель второго городского поколения, для которого
ничего не значили ни моральные устои дедов из крестьянства,
основанные на общинной жизни и вере в бога, ни выхолощенные
коммунистические идеи. В таких ребятах не было ни заложенных в
детстве моральных аксиом, ни рефлексии по поводу этих аксиом.
Мораль заменялась карьерой, а карьера понималась как путь к
достатку, особо ценному на фоне общей нищеты. И даже нравственное
поведение, когда неожиданно приходилось определяться, было не
усвоенным, а ухваченным. Грех Путина не в том, что он сначала был
гэбэшником, приставленным следить за своими в армейском клубе в
Дрездене, а потом без перехода метнулся к демократу Собчаку, служа
ему столь же верно, как прежде Андропову (и даже помог Собчаку с
эмиграцией). Путь из Савлов в Павлы – да будь благословен! Грех в
том, что во всем этом не было ни личного выбора, ни рефлексии, ни
вывода, а просто поворот под воздействием внешних обстоятельств.
Путин – человек, как все замечают, серый, но что более печально,
пустой. Когда обстоятельства изменились в очередной раз, и речь
пошла о сохранении власти, Павел так же легко вернулся в Савлы.
Савл-2, впрочем, превзошел Савла дрезденского, войдя во вкус
унижений и уничижений, вплоть до убийств.
И вот эту внутреннюю нравственную пустоту, которая если и
заполнялась искренне, то обожествлением государства, обеспечившим
заполнение карьеры и карманов, можно поставить в вину чуть ли не
всем представителям околопутинских поколений, - от Эрнста и
Добродеева до Сечина и Грефа. Возможно, даже уехавшему, но
молчащему Чубайсу. Одна из функций морали в том, что она
обеспечивает своему хранителю автономность существования, и во
враждебной среде тоже. Отсутствие морали легко переводит автономное
существование в агентное. По-русски говоря – человека несет, как
щепку, прибивая, к чему угодно. Таковы и Путин, и, например,
Прилепин. Вот почему они нашли друг друга: во всяком случае,
Прилепин - Путина.
Я всерьез полагаю, что моральные устои, усвоенные и
выстраданные, отшлифованные рефлексией по поводу преступления
прошлого, обеспечивают процветание надежнее свободного рынка.
России рыночной не удалось расцвести. Она вместо вишневого сада
превратилась в страну-агрессора и мировое пугало, потому что
имморализм и нравственный релятивизм были, похоже, доминирующими
качествами советских людей. Эти люди разрушили свою прежнюю ужасную
жизнь, но, не имея ничего за душой, построили новую по образцу
старой, только побогаче и побессовестнее.
Подозреваю, СССР после распада был обречен на путинскую
Россию. Если в людях нет жестких представлений о том, что такое
хорошо и что такое плохо, если для них кантовский нравственный
императив – абстракция для лохов, можно будет провести после смерти
Путина провести еще одну перестройку, уволить всех старых судей и
прописать в конституции полнейший федерализм, - и все равно все
свернет в привычную колею, полную грязи, крови, перемолотых костей
и дерьма.
В общем, мораль важнее экономики. А достоинство важнее
денег.
Важная задача русского мыслящего тростника, неважно где
сегодня растущего, в России или в эмиграции, - формулирование
моральных принципов, формирование моральных максим и следование
этим принципам и максимам в реальной жизни. А не только
придумывание политических, социальных или экономических конструкций
для постпутинской России.
Иначе российская телега так и будет катить с кровавой грязцой
в колесе. Из века в век, из века в век. Ночь, улица, фонарь под
глазом - и снова ночь, без конца и без края. Все будет так, исхода
нет.