Про свободный рынок, Чубайса, мыслящий класс и мораль

топ 100 блогов dimagubin11.03.2024
А вот мой текст, опубликованный неделю назад в Republic:
Я как-то написал в сердцах, что все споры о том, когда и где Россия пошла не туда, увязнув в чавкающем дерьмом и кровью болоте, – бессмысленны. Потому что ложна идея, что вначале шли «туда». Проблема «не туда» не в том, что в 1996-м (или в 2000-м) «не туда» свернули, избрав Ельцина (или Путина). А в том, что ошибочной была идея, будто свобода (слова, выборов, рынка - неважно) гарантируют трансформацию России в Запад. К свободе стремятся и бандиты. У Путина столько свободы, что хоть ушами ешь.
Идея свободы не является ложной. Ложной является идея, будто свободы для преобразований достаточно. Или – это вторая большая иллюзия 1990-х – что для преодоления отставания от Запада достаточно разрешить частную собственность и рынок. Хотя реформаторы, выросшие при дефиците, безденежье и вранье (и не знавшие жизни при рынке) и правда в это верили.
Я помню, как Чубайс во время залоговых аукционов (и одновременно -  первой чеченской войны) повторял, как мантру (цитируя, кажется, Гайдара): «Неважно, как распределена собственность, важно, что она распределена». Это казалось разумным до очевидности. Свободный рынок все поставит на места, и собственность от нерадивых владельцев перейдет к рачительным. Что же до чеченской войны… Какое значение имел локальный кавказский конфликт на фоне вестернизации огромной отсталой страны?!. Чеченцы, думаю, были Чубайсу примерно как Путину пригожинские зэки. А настоящие битвы для младореформаторов тогда шли в Москве: за «Сибнефть», «Норникель», «ЮКОС». Элиты четко видели перед собой указатели типа: «Догнать Португалию по ВВП через 15 лет». А на знаки типа «уступи дорогу» или «пешеходный переход», нередко оставшиеся еще от советской власти, лишь махали рукой. Они лихачили, как многие, кто из «жигулей» пересел в «мерседесы».
Еще раз повторю главную реформаторскую, чубайсовскую идею: нужно лишь провести приватизацию, создать класс частных собственников, завести рыночный мотор, - и русское небо будет в алмазах счастья. Никогда не жившие при рынке были, судя по всему, обречены на иллюзию о благостности рыка. А рыночная экономика – она вообще не про справедливость, счастье и благо. Это просто усилитель и ускоритель и производства, и общественных отношений. Форсированный мотор. Машине все равно, куда везти пассажиров. Да хоть на тот свет:
тут с мощным движком шансов на выживание даже меньше. Чтобы свободная рыночная экономика была еще и человечной, требуются ограничители. Некоторые из них хорошо известны, поскольку формализованы: независимые пресса, суды, профсоюзы, выборы, сменяемость власти, свобода забастовок и протестов. Но есть и другие: те, которые у адептов рынка в России (у меня в том числе) вызывали в 1990-х усмешку. Таким ограничителем является мораль: укоренившиеся представления общества о справедливости, базирующиеся на Западе на христианском (я не про церковь) культурном фундаменте. Милость к падшим. Признание в чужом ровни. Защита слабых.
Мораль не в меньшей степени является ограничителем для частных и государственных безобразий, чем независимые суды или пресса. Может быть, даже большим, поскольку выкорчевать нравственное чувство все же сложнее, чем выхолостить социальные институты. Но когда кто-то заговаривал в 1990-х о нравственности, мы, дети уже не райка, но рынка, в ответ презрительно цедили про пирамиду потребностей Маслоу: в смысле, сперва нужно людей накормить, а потом уже требовать от них нравственного поведения.
Увы, убежденность, что нравственность нарастет вместе с жирком, оказалось еще одной иллюзией, и опасной. С жирком нарастает не нравственность, а пузо. Путин и его окружение стали заметно нравственно деградировать тогда, когда они удовлетворили все материальные запросы. После чего у них возникли запросы нематериальные и неожиданные. Так они сначала восстановили систему тайной полиции, а потом неправедных судов, а затем перешли к тайным убийствам, а следом и к войне. Деньги и власть развратили и растлили их. И ни рынок, ни личная свобода, ни владение иностранными языками, ни образование, ни европейские манеры и машины их от деградации не спасли.
Когда я говорю о морали, я не имею в виду абстракции. Мораль - это алгоритм, дающий лучшие шансы на выживание при меньших рисках. Вот почему мораль, с одной стороны, исторически конкретна, а с другой – динамична. Мораль развитого общества не обязательно понятна обществу отсталому. Суды как общественный институт странны тем, кто привык к самосуду. Эволюция морали состоит не (с)только в ее усложнении (от авторитарного распределения к современной западной рационально-легальной модели, реализующей принцип «win-win»), сколько в увеличении процента людей, для которых применение этого алгоритма является выигрышным.
Моральная деградация Путина, а вместе с ним его и сторонников (и, боюсь, и его заложников, по принципу «стокгольмского синдрома») – это его откат и отказ от морали XXI века. Нападение на Украину - вполне себе типичный поступок для главы европейской державы еще в XIX веке. Так поступал Наполеон: вполне как Путин. Но уже в начале XX века такая мораль начинала дурно пахнуть. Добродетелью стали пацифизм, неучастие, дезертирство, побег с поля боя: взять лейтенанта Генри из хемингуэевского «Прощай, оружие!». Путин преступен и аморален именно потому, что решил вернуть Россию на два века назад, поиграть в императора, заплатив за личную поездку на машине времени жизнями нескольких украинских и русских поколений.
Я порой даже думаю, что ярость, с какой путинские стражи контрэволюции нападают сегодня на Акунина, клеймя иноагентом, объявляя в розыск, называя террористом и экстремистом, – идет именно от того, что для Акунина тема нравственного  поведения человека, живущего в безнравственном государстве, является центральной. Начиная с детективов про сыщика Фандорина. А уж вся сага «Семейный альбом» вообще сфокусирована на этом. Акунин вместе с Улицкой и Быковым раньше других и четче других понял, что направление движения государства зависит не только от экономики или выборной демократии, которым можно свернуть шею, как свернул Путин. А от того, насколько сильно и остро люди в обществе реагирует (или не реагируют) на уничтожение чужого достоинства. Насколько мощны в обществе, простите за пафос, нравственные маяки и нравственные стоп-сигналы. Какой класс или какая группа является носителем и хранителем нравственного чувства. Путин – это ведь довольно типичный представитель второго городского поколения, для которого ничего не значили ни моральные устои дедов из крестьянства, основанные на общинной жизни и вере в бога, ни выхолощенные коммунистические идеи. В таких ребятах не было ни заложенных в детстве моральных аксиом, ни рефлексии по поводу этих аксиом. Мораль заменялась карьерой, а карьера понималась как путь к достатку, особо ценному на фоне общей нищеты. И даже нравственное поведение, когда неожиданно приходилось определяться, было не усвоенным, а ухваченным. Грех Путина не в том, что он сначала был гэбэшником, приставленным следить за своими в армейском клубе в Дрездене, а потом без перехода метнулся к демократу Собчаку, служа ему столь же верно, как прежде Андропову (и даже помог Собчаку с эмиграцией). Путь из Савлов в Павлы – да будь благословен! Грех в том, что во всем этом не было ни личного выбора, ни рефлексии, ни вывода, а просто поворот под воздействием внешних обстоятельств. Путин – человек, как все замечают, серый, но что более печально, пустой. Когда обстоятельства изменились в очередной раз, и речь пошла о сохранении власти, Павел так же легко вернулся в Савлы. Савл-2, впрочем, превзошел Савла дрезденского, войдя во вкус унижений и уничижений, вплоть до убийств.
И вот эту внутреннюю нравственную пустоту, которая если и заполнялась искренне, то обожествлением государства, обеспечившим заполнение карьеры и карманов, можно поставить в вину чуть ли не всем представителям околопутинских поколений, - от Эрнста и Добродеева до Сечина и Грефа. Возможно, даже уехавшему, но молчащему Чубайсу. Одна из функций морали в том, что она обеспечивает своему хранителю автономность существования, и во враждебной среде тоже. Отсутствие морали легко переводит автономное существование в агентное. По-русски говоря – человека несет, как щепку, прибивая, к чему угодно. Таковы и Путин, и, например, Прилепин. Вот почему они нашли друг друга: во всяком случае, Прилепин - Путина.
Я всерьез полагаю, что моральные устои, усвоенные и выстраданные, отшлифованные рефлексией по поводу преступления прошлого, обеспечивают процветание надежнее свободного рынка. России рыночной не удалось расцвести. Она вместо вишневого сада превратилась в страну-агрессора и мировое пугало, потому что имморализм и нравственный релятивизм были, похоже, доминирующими качествами советских людей. Эти люди разрушили свою прежнюю ужасную жизнь, но, не имея ничего за душой, построили новую по образцу старой, только побогаче и побессовестнее.
Подозреваю, СССР после распада был обречен на путинскую Россию. Если в людях нет жестких представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, если для них кантовский нравственный императив – абстракция для лохов, можно будет провести после смерти Путина провести еще одну перестройку, уволить всех старых судей и прописать в конституции полнейший федерализм, - и все равно все свернет в привычную колею, полную грязи, крови, перемолотых костей и дерьма.
В общем, мораль важнее экономики. А достоинство важнее денег.
Важная задача русского мыслящего тростника, неважно где сегодня растущего, в России или в эмиграции, - формулирование моральных принципов, формирование моральных максим и следование этим принципам и максимам в реальной жизни. А не только придумывание политических, социальных или экономических конструкций для постпутинской России.
Иначе российская телега так и будет катить с кровавой грязцой в колесе. Из века в век, из века в век. Ночь, улица, фонарь под глазом - и снова ночь, без конца и без края. Все будет так, исхода нет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После Таллинна я решил посетить город Тарту. Во-первых, потому что это второй по численности населения город в Эстонии, во-вторых, потому что этот город является более эстонским, нежели русским, и в нем находится много достопримечательностей. ...
Видимо, первые фото Рамессеума 1850-51 годов. Рамессеум, заупокойный храм фараона Рамсеса II XIII века до н. э., относится к топ-памятникам Египта. Этот прекрасный, величественный памятник давно и заслуженно входит в золотой фонд наследия ЮНЕСКО и человечества, пользуется ...
Зарубежные претенденты в шоке, и я их понимаю: что ни говорите, Батька не только мастер мнохоодовок, но и гроссмейстер импровизаций. Если верить адвокатам сидельцев, их подзащитным сообщили о встрече с главой государства минут за 20 до начала беседы , - и как все это понимать? А ...
Рецептурные лекарственные препараты предлагается продавать онлайн по биометрическим данным. Об этом сообщили в Центре биометрических технологий (ЦБТ). В центре отметили, что для пилотного проекта созданы все правовые условия. Там пояснили, что для подтверждения личности будет достаточно ...
Эгейское море — одна из колыбелей античных цивилизаций. По описанию Платона, греки жили вокруг него «как лягушки вокруг пруда». Пляж состоит из гальки, чем мне напоминает наше Черное, но более соленое. Очень не спокойное, с дурным характером, но теплое и не кажется чужим. Откуда у ...