Про стыд

топ 100 блогов tyoma_cat01.06.2023 Один российский "вольный" социолог поделился выводами после "более десятка" фокус-групп, проведенных им в Москве и регионах. Люди демонстрировали всевозможные реакции, но только не стыд за происходящее, за то, что делает российская армия. Как он пишет: "полное отсутствие стыда, а вместо него – опять эта невероятная по своей пошлости жалость к себе, к нам несчастненьким, «которых все обижают»".
Можно, разумеется, цепляться к репрезентативности выборки, к прочим деталям, но комментарии в Живом Журнале к этому посту социолога подтверждают вывод – кто-то “гордится”, кто-то говорит о том, что власть не поддерживает, потому не стыдится, а кто-то, что от россиян ничего другого и ожидать нельзя.
То есть комментарии – в том числе критиков режима, – подтверждают замеченное независимым исследователем в фокус-группах.

И трудно не задаться вопросом, а может быть это и нормально? Не просто ожидаемо на фоне пропаганды и псевдо-националистической истерии, раскрученной в российском обществе (и в определенной мере среди русскоязычной диаспоры), а этически оправдано, не может осуждаться посторонними наблюдателями?

Чтобы говорить об одном и том же, необходимо начать с определения термина. Википедия определяет стыд как "чувство и осознание человеком, что поступок, мотив или качество может не соответствовать нормам, принятым в данной среде, либо предполагаемым ожиданиям". Далее упоминаются "социальная неприемлемость" неких действий, а также нужда в свидетелях. Почему? Потому что предполагается, что "в отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины".

Несколько отличное определение даёт Большая психологическая энциклопедия: что это "эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (Стыд за другого)."

Философский словарь Спонвиля развивает последнее замечание: "можно испытывать стыд, зная, что ты ни в чем не виноват. Можно испытывать стыд, вовсе не предпринимая никаких действий.
...Есть даже люди, стыдящиеся своих родителей."

Итак, что мы обнаружили: что в стыд - это социальная эмоция, возникающая при несоответствии поведения человека - самого стыдящегося в большинстве случаев, но может касаться и других людей, чьё поведение стыдящийся не контролирует, - нормам. Причём нормы эти индивидуальные, а не социальные. Иначе говоря человек может стыдиться того, что его сосед или друг стыдиться не будет. Потому одним свойственно более острое чувство стыда, а другим - откровенно притуплённое (порой почти до полного бесстыдства).

И я бы рискнул предположить, что острота чувства стыда может у одного и того же человека меняться от сценария к сценарию. Возможно, эти разные степени стыда колеблются в некоем диапазоне, и от человека к человеку диапазон может меняться.

Читать дальше в основном блоге

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Уникальная смесь органических масел - масла авокадо первого холодного отжима, богатого мононенасыщенными жирами, и масла МСТ - источника среднецепочных триглицеридов. Двойная польза для здоровья! Самое время заказать, пока действует скидка 20%. Масло авокадо отличается от всех ...
Через 20 минут, начиная с 18:00 буду целый час болтать о путешествиях и фотографии с Александром Добровинским в передаче «Мужской клуб» на Сити-FM (там есть онлайн-вещание, если чо). Пригласили — согласился, что ж не поболтать о жизни с хорошим ...
Как-то без огонька прошла заочная дискуссия мэра Орска Козупицы и Министра МЧС Куренкова. Как-то даже она и потонула в потоке криков и заламываний рук. Надо сказать - оба участника дискуссии - уроды, воры и мерзавцы, но... В данном случае я на стороне Куренкова. Судя по всему ...
Награды для участников Закрытого тестирования Пилоты и танкисты! 4 декабря 2013 года наш проект перешел в новую стадию развития: началось Закрытое бета-тестирование (ЗБТ) Наземной техники. Танковое командование War Thunder давало игрокам задания, за выполнение которых любой игрок мог полу ...
Кажется, утром моросило.Не помню. Я в основном выползала с работы посуху, даже до Фонтанки добегала в полдень Пошла в свой первый перерыв в соседний магазин на поиски той слойки,что я недосчиталась. Снаружи моросит. И на полпути меня решительно тормозит дама с баулом, вопросом: - ...