рейтинг блогов

Про солидарность трудящихся и социальную справедливость

топ 100 блогов kostiyanich01.05.2019




Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7512ampir.jpg





Идея социального равенства, вероятно, возникла параллельно с зарождением классового общества, ну, может, чуть позже. Чувство справедливости - одно из врождённых чувств человека. Движимые обидой на несправедливое устроение общества, неимущие, угнетённые поднимали восстания против имущих. Чаще восстания жестоко подавлялись, иногда вели к установлению новой иерархии из победивших восставших. Организовать государство без иерархии не получалось, и бывшие угнетённые сами становились угнетателями.




Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7517ampir.jpg


Но в истории были примеры попыток устроения общества на принципах равенства. Самый интересный, не считая Страны Советов, это пример из истории Персии V-VI веков.
Засуха, нашествия саранчи, последующие неурожаи привели страну в 491 году в состояние глубокого кризиса, начались беспорядки. Ближайший советник правившего в это тяжёлое для страны время шаха Ковада (488-531) верховный жрец Маздак предложил программу урегулирования кризиса.




Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7512ampir.jpg



Если кратко, то суть её в следующем: в мире существует добро и зло, добро - это воля и разум, зло - неразумие, стихийность, инстинкты. Собственность - это зло, потому-что обладание собственностью порождает зависть и вражду. Вывод: посредством разума исправить несправедливость - ввести равенство, уравнять блага, экспроприируя имущество богатых, раздавая бедным. В идеале создать такое общество, где всё будет общим: огонь, вода и трава - три начала, лежащие, по мнению Маздака, в основе всего. Тогда исчезнет зависть, прекратятся ссоры и вражда. Шах Ковад посчитал концепцию логичной и поддержал Маздака, начались реформы и конфискации. Больше всего сторонники Маздака - маздакиты, любили экспроприировать прекрасных девушек из больших гаремов знати, но не гнушались и другими богатствами, поровну распределяя отнятое между собой.




Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7512ampir.jpg




Вот что говорил Маздак: «Да будут разделены блага между людьми в одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими благами. Жены – тоже ваше имущество. Да будет разрешено каждому познать женщину. Пусть никто не будет в этом мире обделен удовольствиями и наслаждениями, двери желания да будут открыты перед всеми людьми».
Естественно это не понравилось определённой части общества, да и богатств на всех не хватало, и когда маздакиты нарвались на сопротивление, они устроили террор. Шах оказался марионеткой в руках борцов за социальное равенство. Интересно, что евреи из многочисленных общин, находящихся в Персии, разделились: ортодоксы-талмудисты возмутились концепцией и последствиями её претворения в жизнь, вольнодумцы-каббалисты с удовольствием присоединились к сторонникам Маздака.





Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7516ampir.jpg



В 496 году шах бежал от маздакитов к соседним эфталитам. Вернувшись с войском, он номинально вновь занял престол, но маздакиты продолжали играть главную роль в стране, терроризируя неугодных.




Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7497ampir.jpg




Кстати, в персидских и арабских источниках авторы изображают Маздака обманщиком. Приведу отрывок из книги «Сиасет-наме» («Книга о политике»), написанной Незам-оль Мольку (XI в.) и являющейся своеобразным наставлением царям, как следует управлять государством и подданными (в переводе с арабского Б. Заходера):
"Народ развратился от соблазна общности имущества и жён. Образовался средь простого люда такой обычай: приводил кто к себе в гости двадцать человек, и вот, откушав хлеба, мяса, вина, сладостей, послушав музыку, шли гости один за другим в женские покои, и это не считалось зазорным. Было даже правило: вошедший к женщине оставлял у дверей помещения шапку; когда другой сластолюбец видел положенную шапку, он должен был дожидаться, пока его предшественник не выйдет из двери."




Про солидарность трудящихся и социальную справедливость DSC_7497ampir.jpg



Закончился социальный эксперимент Маздака и его сторонников весьма печально.
В 529 году сын шаха Ковада царевич Хосрой собрал войско из противников, привлёк на свою сторону племена саков, этих сил хватило чтобы расправиться с Маздаком и его сторонниками. Расправа была жестокой: Маздака повесили, остальных закапывали в землю живыми вверх ногами. Но что  интересно – это древнее государство социального равенства просуществовало почти 40 лет. Дольше держалась только Страна Советов


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот и Маруська ухватила. И не стоило бы делать проблемму из этого житейского дела, но сегодня в городе ежегодный благотворительный парад невест и принцесс и она с кузиной участницы. Очень уж она скурпулёзно готовилась к мероприятию. жаль( в этом году по этому поводу ничего не ...
Картины, которые давно  хотел разместить в ЖЖ Современная польская художница Юстина Копаня живёт и работает в Варшаве. Первая её выставка была организована в 2001 году. ...
На территории Кроноцкого заповедника 26 вулканов, из них 9 - действующие. Один из них - вулкан Кихпиныч, который на снимке. Это довольно  довольно сложная постройка имеет три вершины – сопку Желтую (1585 м), гору Пик (1600 м) и Молодой Кихпиныч, или ...
Добрый день. Долго думала писать , не писать , но мне нужен совет , а не жалость, этого и так полно. Мне сейчас 45 лет, вся моя жизнь была как-то не очень , в детстве я жила с бабушкой на ПМЖ, это было так удобно родителям , они работали в цирке, представления раньше заканчивались поздно. ...
Сегодня Трамп практически обкатал свою концепцию "жесткого принуждения пошлинами" на Колумбии, которая отказалась принять самолёты, набитые высланными из США угольками. Реакция Трампа был мгновенной : пошлина в 25% на все колумбийские товары, запрет на въезд в США колумбийских ...