Про солидарность трудящихся и социальную справедливость
kostiyanich — 01.05.2019
Идея социального равенства, вероятно, возникла параллельно с зарождением классового общества, ну, может, чуть позже. Чувство справедливости - одно из врождённых чувств человека. Движимые обидой на несправедливое устроение общества, неимущие, угнетённые поднимали восстания против имущих. Чаще восстания жестоко подавлялись, иногда вели к установлению новой иерархии из победивших восставших. Организовать государство без иерархии не получалось, и бывшие угнетённые сами становились угнетателями.
Но в истории были примеры попыток устроения общества на принципах
равенства. Самый интересный, не считая Страны Советов, это пример
из истории Персии V-VI веков.
Засуха, нашествия саранчи, последующие неурожаи привели страну в
491 году в состояние глубокого кризиса, начались беспорядки.
Ближайший советник правившего в это тяжёлое для страны время шаха
Ковада (488-531) верховный жрец Маздак предложил программу
урегулирования кризиса.
Если кратко, то суть её в следующем: в мире существует добро и зло,
добро - это воля и разум, зло - неразумие, стихийность, инстинкты.
Собственность - это зло, потому-что обладание собственностью
порождает зависть и вражду. Вывод: посредством разума исправить
несправедливость - ввести равенство, уравнять блага, экспроприируя
имущество богатых, раздавая бедным. В идеале создать такое
общество, где всё будет общим: огонь, вода и трава - три начала,
лежащие, по мнению Маздака, в основе всего. Тогда исчезнет зависть,
прекратятся ссоры и вражда. Шах Ковад посчитал концепцию логичной и
поддержал Маздака, начались реформы и конфискации. Больше всего
сторонники Маздака - маздакиты, любили экспроприировать прекрасных
девушек из больших гаремов знати, но не гнушались и другими
богатствами, поровну распределяя отнятое между собой.
Вот что говорил Маздак: «Да будут разделены блага между людьми в
одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не
было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими
благами. Жены – тоже ваше имущество. Да будет разрешено каждому
познать женщину. Пусть никто не будет в этом мире обделен
удовольствиями и наслаждениями, двери желания да будут открыты
перед всеми людьми».
Естественно это не понравилось определённой части общества, да и
богатств на всех не хватало, и когда маздакиты нарвались на
сопротивление, они устроили террор. Шах оказался марионеткой в
руках борцов за социальное равенство. Интересно, что евреи из
многочисленных общин, находящихся в Персии, разделились:
ортодоксы-талмудисты возмутились концепцией и последствиями её
претворения в жизнь, вольнодумцы-каббалисты с удовольствием
присоединились к сторонникам Маздака.
В 496 году шах бежал от маздакитов к соседним эфталитам. Вернувшись
с войском, он номинально вновь занял престол, но маздакиты
продолжали играть главную роль в стране, терроризируя
неугодных.
Кстати, в персидских и арабских источниках авторы изображают
Маздака обманщиком. Приведу отрывок из книги «Сиасет-наме» («Книга
о политике»), написанной Незам-оль Мольку (XI в.) и являющейся
своеобразным наставлением царям, как следует управлять государством
и подданными (в переводе с арабского Б. Заходера):
"Народ развратился от соблазна общности имущества и жён.
Образовался средь простого люда такой обычай: приводил кто к себе в
гости двадцать человек, и вот, откушав хлеба, мяса, вина,
сладостей, послушав музыку, шли гости один за другим в женские
покои, и это не считалось зазорным. Было даже правило: вошедший к
женщине оставлял у дверей помещения шапку; когда другой сластолюбец
видел положенную шапку, он должен был дожидаться, пока его
предшественник не выйдет из двери."
Закончился социальный эксперимент Маздака и его сторонников весьма
печально.
В 529 году сын шаха Ковада царевич Хосрой собрал войско из
противников, привлёк на свою сторону племена саков, этих сил
хватило чтобы расправиться с Маздаком и его сторонниками. Расправа
была жестокой: Маздака повесили, остальных закапывали в землю
живыми вверх ногами. Но что интересно – это древнее
государство социального равенства просуществовало почти 40 лет.
Дольше держалась только Страна Советов
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Великий и могучий
Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 15 (2025)
Собирательство с "фронталкой"
Осенний отпуск
ЗАГОВОР САМОУБИЙЦ. ПОЧЕМУ ГИТЛЕР ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ
Экспедиция в Сухум. 09.10.2024. Поездка на озеро Рица. 3. На озере
Автор новой хронологии
Лабас Александр Аркадьевич (1900 - 1983)

