Про сериал "Раскол"

топ 100 блогов xommep09.08.2014 Про сериалы писал неоднократно, но этот - особый, и ставить его в один ряд с другими, даже вельми высокобюджетными, не стоит; тут в буквальном смысле речь идёт о некоем событии в кино и телевидении; к сожалению, урок не пошёл в прок. Но, в общем - начнём.


 Про сериал Раскол

Сериал "Раскол" снимался 1.5 года и вышел на экраны в 2011-м году. В нём 20 штук 45-50-минутных серий - так что есть на что посмотреть:


На Ютубе есть все серии, хотя и в качестве всего лишь 360p.

Я не кинокритик, и сложно обозревать такую махину - в отличие от других сериалов. Обычно термин "сериал" подразумевает продолжительные сопли с сахаром; или же кровькишки, что в общем-то смысла особо и не меняет - развлекушечки на потребу публике. "Раскол" же пытается не развлекать, но образовывать - и в этом его особенность. При этом он не является документальным фильмом, и показывает в некотором роде домышленные истории про вполне реальных исторических личностях - царе Алексее, патриархе Никоне и протопопе Аввакуме,

Я был бы не я, если бы только славословил и ничего не критиковал - как-никак, про критический подход постоянно талдычу. Недостатки у сериала есть, и немалые, и про них тоже буду говорить, наравне с достоинствами.

Недостатки

Начать стоит как раз с недостатков, кои сразу бросаются в глаза. Во первых строках хочется сказать о затянутости начала - первые пару серий сняты практически ни о чём, и показывают самое начало царствования Алексея Михайловича; хотя по сериальным канонам именно "пилотная", вводная серия должна заинтересовать и "подсадить" людей на просмотр всего остального. Тут эффект обратный - на проектную скорость и накал сериал выходит серии к 5-6.

Наряду с затянутостью также бросается в глаза рваность повествования. В сериале сразу несколько сюжетных линий - жития Алексея, Никона, Аввакума и до кучи ещё какого-то простолюдина; так как лиц в сериале много, и они ещё и регулярно меняются - действие происходит на протяжении 35 лет, и случается с героями всякое. Очень бы помог в деле опознавания, кто есть кто, закадровый голос - но нет, по стопам "Штирлица" авторы решили не ходить, а зря, имхо.

Что ещё бросается в глаза, буквально с первых минут сериала - истовость веры всех главных героев. Ну, про Аввакума говорить и не приходится - но вот почему молодой 16-летний царь Алексей шастает не по охотам да молодкам, а бьёт земные поклоны по монастырям, совершенно неясно. Также можно было бы что-то рассказать закадровым голосом, но нет; а в современном мире вид вьюноши, облечённого высшей властью и при этом превыше всего ставящего Веру и Церковь, вызывает одну реакцию - "Не верю!". Хотя чем дальше, тем веры в происходящее всё больше - но, повторюсь, начало сериала, на мой взгляд, снято как попало.

Также в сериале есть сцены с обнажёнкой. Lolwut? XD Зачем в сериале "про Церковь" сымать про сиси-писи, неведомо - если эти сцены просто выкинуть, вообще ничего не поменяется. Недаром РПСЦ (староверческая церковь) вырезала эти сцены из фильма перед собственным распространением. Правда, их немного, и в основном они опять-таки в начале сериала. Опять злосчастное начало сериала! :)

Также бросающимся в глаза недостатком сериала могу отметить отсутствие операторской работы. Не плохая работа - а практически полное оной отсутствие! Мало того, что теряется художественная ценность снятого - практически всё снято камерой в режиме "как прибито, так и сымаем" - так ещё и отсутствует масштаб происходящего. Большинство сцен из немалого экранного времени сериала снято камерой в угол или в пол. Это больше подходит для школьного арт-хауса, снятого в углу спортзала, чем для одного из самых дорогих проектов телевидения. На одних пейзажах можно было бы сильно разрядить обстановку - но нет, только углы и кельи, только хардкор! Почему не сделать подвижную камеру на кране для показа хотя бы тех же церквей или построенных Никоном монастырей - но нет, в итоге многие сцены оставляют в целом ощущение дешевизны, как бы это странно не выглядело.

Как видно, бОльшая часть недостатков сериала - технического плана, и вызвана общей деградацией кино и культуры в целом - как в России, так и в мире.

В фильме чересчур много Церкви - если для жизни патриарха или протопопа это ещё нормально, то в жизни царя или простолюдина мирская жизнь почти и не показана, и это странно. Хотя в сериале про историю Церкви, в общем-то, и это можно потерпеть.

Достоинства

Основным достоинством сериала считаю историчность и направленность не на развлечение, но на образование и просвещение - видно, что снимали не для эффекта "вау". Но про это - чуть позже.

Подбор актёров неплох; они разные, узнаваемые и характерные; кроме простолюдина-блондина, который невесть как попал в компанию главных героев - видно, что персонаж сделан на "отвали". Разве что бросается в глаза патриарх Никон - у него что, в глазах линзы?.. Рассматривать персонажа с бесовским цветом глаз как Патриарха сложненько, выбивает из повествования. Но сами актёры, повторюсь, играют неплохо и даже хорошо - что в отсутствие помощи оператора не так уж и просто сделать. Звёзд в "Расколе" не снималось, и это замечательно - происходящее на экране действительно ассоциируется с 17-м веком, а не с ахинеей, где снимался тот или этот.

Костюмировано всё как минимум на твёрдую 4 - не историк и не спец по 17-му веку, может, и 5 можно поставить; практически не припомню момента, когда актёры выглядели ряжеными или одёжа выбивалась из эпохи. Разве что сцена в 6 серии, когда царица с придворными перебирает бисер, имхо снята "ради понту" - вряд ли в "домашней" обстановке дамы бы сидели в таких тяжёлых одеяниях; там на головах только по нескольку кг, не шуточки. Но может и ошибаюсь, всё-таки не спец по царям с царицами, больше по простонародному чему-то. :))) В остальном же вроде всё нормально, и на сцене, когда царь Фёдор собирает яблоки в русской рубахе, поймал себя на мысли, что это был последний настоящий русский царь, до перекраивания Петром России на европейский лад оставалось ещё несколько лет...

Звукоряд в фильме - на мой взгляд, одно из самых главных достоинств. В отличие от оператора, звуковики тут поработали на верные 5+ - и не только в техническом плане, но и в плане подбора музыки и речи. Сразу могу сказать, что в начале фильма бросаются в глаза лип-десинки, то есть музыка и песни местами разъезжаются с изображением, но, повторюсь, это вопросы к отсутствующему оператору, а также к монтажёрам, а к самому звуку имхо претензий быть не должно. Привычно обращу внимание на весьма редкое обращение к народному фольклору - что довольно странно для фильма про Россию 17-го века - но в целом кино-то про Церковь, и вот как раз церковная музыка там показана весьма немало. Одна из немногих народных песен, звучащих за кадром, исполняется старыми бабуськами - при том, что в фильме и в кадре в основном мельтешит молодёжь, и это слышно; но подобный момент буквально один в фильме.

Язык, которым герои сериала разговаривают - хорош, как и весь остальной звукоряд. Это очевидно не язык 17-го века - иначе бы мы половину слов не поняли - но вкрапления устаревших, но всё ещё понятных слов усиливают эффект от показанного на экране имхо в разы. "Зазорность", "небрежение", "урождённый", "матушка-голубушка" - здесь это всё воспринимается не как сусальность, а как естественный ход мысли.

В целом, если претерпеть первые несколько беззубых серий, сериал смотрится вполне цельно. Его можно и фоном смотреть - разговоры на устаревшем языке и фоном на мозги действуют, я гарантирую это (с). :)

Ну и самая главная черта сериала - он показывает жизнь людей в период, про который современный человек знает весьма мало. Про Раскол Церкви многие и вовсе ничего не знают - даже верующие люди зачастую считают староверов еретиками и отступниками; для таких сериал покажет историю Церкви с неожиданного разворота.

Финальные заумствования

Наверняка в сериале есть исторические неточности, и уж точно он не показывает всю жизнь до-петровской России - жизнь крестьянства (90% населения) в фильме практически не показана вовсе, поэтому нельзя говорить, что сериал даёт нам полную и точную картинку прошлого. Но он наверняка подтолкнёт людей к изучению нашего общего прошлого, да и исторических персонажей станет воспринимать чуть более ясно, не как трижды никому не нужное ушедшее старьё. Радует аккуратный подход к истории - Голливуд уже забодал своими постоянными сказочками про исторических персонажей, хорошо, что наши не занимаются этой ахинеей так рьяно.

В общем, все, кто интересуется историей и хочет провести время с пользой для рассудка - рекомендую сериал "Раскол" к просмотру. В сети точно есть версия с качеством минимум 720*400 (на Ютубе меньше), ищите да обрящете.

Да, а почему же урок не пошёл впрок? Да всё потому же; "Раскол" снят в определённом, вполне русском культурном слое, а на ТВ и в кино у нас по-прежнему бесовская ахинея имени общечеловеков. Место культуры в жизни по-прежнему находится где-то в далёких и трижды никому не нужных далях, но не в родных краях. Увы.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
ОТ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА Е.И.В. ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ Потрясена известием о бесчеловечном акте террора в Минском метро. Уверена, что преступники не останутся безнаказанным, и суд Божий и человеческий постигнет ...
Совершенно золотые и идеально по делу слова. Всем читать! Говорят, что это не Познер. Но все равно верный текст! Вот не хотел писать ничего про Крым, точнее, хотел, но запрещал себе, потому что столько уже написано, и верных слов сказано, и вранья государства на поверхность ...
      Оригинал записи и комментарии на ...
После успеха на видео, права на серию Vampires ушли Destination Films. Эта контора с момента своего создания ориентировалась на direct-to-video сегмент, так что большие бюджеты и качественные сценарии обошли продолжения стороной. Если вторая часть еще пыталась следовать заветам ...
Администрация и коллектив Государственной публичной исторической библиотеки России с глубоким прискорбием сообщают, что 1 декабря 2013 г. на 88 году жизни после продолжительной болезни скончалась ветеран ГПИБ, доктор исторических наук Нина Михайловна (Магометхановна) Пашаева. Портрет ...