Про русское, аутентичное, исконное

Нет, здесь не будет ничего из серии «Россия для жухлых» или «Хватит
кормить спецназ». Про русское я хотела бы порассуждать
исключительно с точки зрения культуры.
Меня чрезвычайно зацепила давеча фраза Сергея Шнурова в интервью
Ксении Собчак на «Дожде» о том, что русская культура умирает и
умрет. И хотя Сергей заявил о своем намерении этот процесс если не
остановить, то хотя бы отсрочить немного (в том числе с помощью
собственного творчества и образа жизни), в общем и целом звучало
как-то совсем мрачно.
Мое самое близкое знакомство с Русью исконной произошло в Суздали.
Там все, чем я хотела бы поделиться, (но из-за скудности своего
языка с трудом смогу выразить), чувствуется нутром... И хотя
на фото «дурной турист», в мышлении и чувствовании после поездки в
Суздаль и Владимир произошел мощный сдвиг.
В пределах своей собственной жизни я все больше и больше
сталкиваюсь с явлениями, опровергающими пассаж Сергея Шнурова. Ну,
вернее, опровергнуть здесь что-либо сложно — мы и правда находимся
в культурной яме низине, НО! Как-то так все в
жизни моей складывается, что если уж помираем, то с музыкой и видя
свет в конце тоннеля.
Берегиня
Оставлю прелюдию про базисы, заложенные русской литературой,
которой зачитывалась до утра в школе. И учительницу, которая
научила читать. Одна из первых «встреч» с русской культурой
случилась, когда я работая на ТВ, сняла сюжет про какое-то открытие
очередной небольшой выставки (на подобные мероприятия отправляли в
основном когда «серьезных» тем не было, но нужно было заполнять
эфир). Вдохновленная этой съемкой я, к своему удивлению, пошла на
мастер-класс по славянской кукле. И оказалось, что там сто-о-олько
смысла! В игрушке! Сделала прекрасную берегиню. Это такой символ
женственности, создав который в компании самых разных девочек,
девушек и женщин очень много про семью начинаешь понимать и про
себя как-то иначе думаешь. Домострой, предназначение женщины...
Смысла много, базовые совершенно вещи. Берегиню храню с тех
пор.
Кудесы
Про этих ребят я уже
писала однажды. Прежде всего, меня поразило трепетное отношение
молодых, красивых, общительных и активных, как теперь принято
говорить, людей к русской культуре. И они, сочетая в себе
современность в лучшем смысле этого слова и аутентичность, очень
много делают для народной культуры. Просто живя ей. Просто любя ее.
И потому как каждый из них — центр определенной компании/ тусовки,
(а общество и молодежь у нас не такие запущенные, как принято
думать), любовь ко всему русскому расходится от них как круги на
воде. К тому же, они прекрасно интегрируют все народное в нашу
реальность (исполнить народную песню с оркестром? — легко! с
битбоксером? — с удовольствием!) При этом, они рождены в 80-е и
даже 90-е. Все это в совокупности поистине восхищает.
Иосиф Александрович и Язык
Про отношение Иосифа Бродского к русской культуре говорить
не приходится. И еще больше трепета вызывает тот факт, что живя в
Америке и Италии, он чрезвычайно тосковал по Родине и страдал от
того, что не может вернуться. В фильме «Полторы комнаты» это
прекрасно иллюстрирует невероятно трогательный момент — внезапный
звонок Иосифа Александровича из Америки в Питер с просьбой к матери
вспомнить строчку из «Случайного вальса».
А тема отношения к языку как к некой сущности, которая диктует
поэту его произведения, достойна целой диссертации.
Рублев Тарковского и Тарковский
Рублева
Андрей Арсентьевич был очень тяжелым на характер человеком. И мне вообще с трудом удается понять, как в таком тиране и злыдне (говорю это с большой любовью) уживался гений. Но какая у него Русь! Какой Рублев! Какой Солоницын добрый, праведный в этой роли! Для меня вообще русский кинематограф начинается с Тарковского (это ощущения, не исторический факт). И продолжается он Кайдановским, Лунгиным, Звягинцевым... У Тарковского в «Солярисе» и «Зеркале» особенно по-русски журчат ручьи и стрекочут насекомые, шумят деревья. Да и цвет природы у него совсем иной. Вода эта мутная, кувшинки... Не знаю более русского режиссера. Хотя впрочем, полагаю, за границей ему было не многим хуже. Но у него в каждой секунде — Россия. Она противоречива, первобытна, жестока. Она — варвар. Но она так прекрасна и так любима, и это совсем какие-то новые ощущения себя, истоков — всего.
Этнофорум и Отава Ё
Праздно бороздя просторы интернета, я совершенно случайно (как это
обычно бывает) наткнулась на восхитительную видеозапись не
известной на тот момент мне группы «Отава Ё». Пели что-то про
Ивана, но меня так восхитил один парень в ушанке, страшно похожий
на одного моего древнего возлюбленного, что я не могла отторвать ни
глаз, ни ушей от этой группы долгое время. Потом они приехали в
Томск на Этнофорум (за это событие впору памятник ставить
организаторам). Как площадку для концерта зачем-то выбрали самый
пафосный томский ночной клуб, но не об этом.
Меня приятно поразило количество людей, пришедших во время
Этнофорума в здание завода поучаствовать в народных гуляньях. Люди
совершенно разные — от глубоко семейных до тусовщиков — водили
хороводы. И было такое невероятное единение всех в этом
пространстве, что слезы на глаза наворачивались от счастья.
Фильмы Лунгина и «Географ глобус пропил»
Во всем этом желании приблизиться к аутентичному,
настоящему, пересмотрела фильмы Лунгина — «Остров» и «Царь». Тонкой
нитью проносит Петр Мамонов в совершенно
разных ролях главное — противоречивость, сложность культуры,
искренность и слепоту человеческую, глубину раскаяния, бездонность
души. Кем бы зритель ни был по вероисповеданию, в этих фильмах так
глубоко показаны отношения с Богом, с верой, что мурашки по коже и
слезы в глазах, а порой и навзрыд. И первобытность такая в народе
показана, что жутко становится, но почему-то стыдиться перестаешь
этого и даже принимаешь как свое.
А Янковский — один из самых великих русских актеров. В роли
митрополита в «Царе» он такой... настоящий. Праведный.
В его глазах — скорбь и добро.
Что меня поразило в фильме «Царь»? Соавтором сценария выступил
Алексей Иванов — тот самый, что написал «Географ глобус пропил»!
Значит, все эти люди, близкие по духу, рядом, вместе. Они и творят
совместно. И нам глаза открывают, покуда творят вместе.
Повышенное внимание к «Географу» (а после и к книге) говорит о том,
что мы свою культуру знаем и чувствуем. И любим, как бы мы ни
относились к своей стране, природе, истокам.
А Иванову знаете сколько лет? — 44! Со-рок че-ты-ре! То есть
это не вымирающий мамонт. Не «старая гвардия». Я ритуальные танцы
устроила, когда прочитала его возраст в википедии. То есть,
во-первых, есть шанс еще с ним поговорить (Бродского, Тарковского и
Янковского я безвозвратно упустила). Хотя с таким талантом даже
говорить-то страшно. Страшно свое невежество обнажить. А во-вторых,
раз есть Иванов, значит и еще появятся. Если не такие же, то
другие. Прекрасные. Несущие в себе и в мир это аутентичное,
настоящее, исконное. И это так греет душу.
Стиль
Я очень благодарна законодателям мод, что они вносят в нашу повседневную жизнь посадские платки, валенки с орнаментами (пусть и интерпретированные вьетнамскими рабочими, но все же), гжель и хохлому в повседневный обиход (даже оснастка для печати такая бывает!). И очень восхитилась костюмом русской красавицы на «Мисс Вселенная-2013». И стиль «Сочи-2014» прекрасен (за исключением разжиревшего и разленившегося за 20 с лишним лет медведя).
Наверное, все перечисленное едва ли можно использовать как
аргументы против заявления Сергея Шнурова. Да их и недостаточно. Но
я лишь хотела поделиться тем, что замечаю. И тем, что в душе
отпечаток оставляет и изнутри меняет.