Про производительность труда и экскаватор...

топ 100 блогов balanchelix28.01.2025

exsoko

Про производительность труда и экскаватор... exsoko
exsoko


Про производительность труда и экскаватор...

Порассуждаем на тему, обозначенную в этой статье https://aftershock.news/?q=node/1469239

Но сначала немного отвлечёмся. Известная байка про студента, барометр, и измерение высоты здания. Для тех, кто ещё не читал - рекомендую:

Итак,
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.

для тех, кто не читал

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помошью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.


Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.»

«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»

«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.»

«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.»

«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Вот возможные решения этой задачи, предложенные им:

1. Измерить время падения барометра с вершины башни. Высота башни однозначно рассчитывается через время и ускорение свободного падения. Данное решение является наиболее традиционным и потому наименее интересным.
2. С помощью барометра, находящегося на одном уровне с основанием башни, пустить солнечный зайчик в глаз наблюдателя, находящегося на ее вершине. Высота башни рассчитывается исходя из угла возвышения солнца над горизонтом, угла наклона барометра и расстояния от барометра до башни.
3. Измерить время всплывания барометра со дна заполненной водой башни. Скорость всплывания барометра измерить в ближайшем бассейне или ведре. В случае, если барометр тяжелее воды, привязать к нему воздушный шарик.
4. Положить барометр на башню. Измерить величину деформации сжатия башни. Высота башни находится через закон Гука.
5. Насыпать кучу барометров такой же высоты, что и башня. Высота башни рассчитывается через диаметр основания кучи и коэффициент осыпания барометров, который можно вычислить, например, с помощью меньшей кучи.
6. Закрепить барометр на вершине башни. Послать кого-​нибудь наверх снять показания с барометра. Высота башни рассчитывается исходя из скорости передвижения посланного человека и времени его отсутствия.
7. Натереть барометром шерсть на вершине и у основания башни. Измерить силу взаимного отталкивания вершины и основания. Она будет обратно пропорциональна высоте башни.
8. Вывести башню и барометр в открытый космос. Установить их неподвижно друг относительно друга на фиксированном расстоянии. Измерить время падения барометра на башню. Высота башни находится через массу барометра, время падения, диаметр и плотность башни.
9. Положить башню на землю. Перекатывать барометр от вершины к основанию, считая число оборотов. (Способ, ставший популярным в России под кодовым названием "имени 38 попугаев").
10. Закопать башню в землю. Вынуть башню. Полученную яму заполнить барометрами. Зная диаметр башни и количество барометров, приходящееся на единицу объема, рассчитать высоту башни.
11. Измерить вес барометра на поверхности и на дне ямы, полученной в предыдущем опыте. Разность значений однозначно определит высоту башни.
12. Наклонить башню. Привязать к барометру длинную веревку и спустить его до поверхности земли. Рассчитать высоту башни по расстоянию от места касания барометром земли до башни и углу между башней и веревкой.
13. Поставить башню на барометр, измерить величину деформации барометра. Для расчета высоты башни необходимо также знать ее массу и диаметр.
14. Взять один атом барометра. Положить его на вершину башни. Измерить вероятность нахождения электронов данного атома у подножия башни. Она однозначно определит высоту башни.
15. Продать барометр на рынке. На вырученные деньги купить бутылку виски, с помощью которой узнать у архитектора высоту башни.
16. Нагреть воздух в башне до определенной температуры, предварительно ее загерметизировав. Проделать в башне дырочку, около которой закрепить на пружине барометр. Построить график зависимости натяжения пружины от времени. Проинтегрировать график и, зная диаметр отверстия, найти количество воздуха, вышедшее из башни вследствие теплового расширения. Эта величина будет прямо пропорциональна объему башни. Зная объем и диаметр башни, элементарно находим ее высоту.
17. Измерить с помощью барометра высоту половины башни. Высоту башни вычислить, умножив полученное значение на 2.
18. Привязать к барометру веревку длиной с башню. Использовать полученную конструкцию вместо маятника. Период колебаний этого маятника однозначно определит высоту башни.
19. Выкачать из башни воздух. Закачать его туда снова в строго фиксированном количестве. Измерить барометром давление (!) внутри башни. Оно будет обратно пропорционально объему башни. А по объему высоту мы уже находили.
20. Соединить башню и барометр в электрическую цепь сначала последовательно, а потом параллельно. Зная напряжение, сопротивление барометра, удельное сопротивление башни и измерив в обоих случаях силу тока, рассчитать высоту башни.
21. Положить башню на две опоры. Посередине подвесить барометр. Высота (или в данном случае длина) башни определяется по величине изгиба, возникшего под действием веса барометра.
22. Уравновесить башню и барометр на рычаге. Зная плотность и диаметр башни, плечи рычага и массу барометра, рассчитать высоту башни.
23. Измерить разность потенциальных энергий барометра на вершине и у основания башни. Она будет прямо пропорциональна высоте башни.
24. Посадить внутри башни дерево. Вынуть из корпуса барометра ненужные детали и использовать полученный сосуд для полива дерева. Когда дерево дорастет до вершины башни, спилить его и сжечь. По количеству выделившейся энергии определить высоту башни.
25. Поместить барометр в произвольной точке пространства. Измерить расстояние между барометром и вершиной и между барометром и основанием башни, а также угол между направлением от барометра на вершину и основание. Высоту башни рассчитать по теореме косинусов.

Ну так и мы поразмышляем на тему производительности труда.

Дано: прокопать 50 м траншеи. Задача: повысить производительность труда.

Возможные решения:

1. Отобрать на работу людей, способных быстрее других копать траншеи. Увеличение производительности х 1.5

2. Отобрать на работу людей, которые только тем и занимаются в жизни, что копают траншеи. Специально натренировать эти людей х 2-3

3. В добавление к п.2 кормить этих людей сильными стимулирующими веществами во время работы. х2-5

4. Разделить работу по копанию траншеи на операции. Для разных операций использовать разных людей и разный инструмент, специально приспособленный для данной операции. х 1-3.

5. Задаться вопросом. а точно ли нам нужна траншея такой длины и такой глубины. Может быть траншея нам нужна не такая глубокая и не такая широкая? х 1-5

6. Задаться вопросом, а точно нам нужна траншея по этому пути? Может быть как-​то можно проложить её короче? х1-?

7. Задаться вопросом, а точно нам нужна траншея? Если мы в траншее хотим проложить кабель, может быть нам его пустить по воздуху? Или использовать передачу радиосигнала? Или поставить внутри генератор и кабель не понадобится вообще тянуть? Или септик сразу поставить, и не тянуть трубу? И вообще не копать траншею? х1-?

8. Задаться вопросом, а точно нам нужен объект, для которого копаем траншею? Может быть нам его вообще не строить? Может быть то, что мы хотим здесь делать, мы можем просто купить? х1-?

9. Задаться вопросом: а может быть можно тот продукт, который мы хотим сделать на объекте, для которого нужна траншея можно заменить другим продуктом, для изготовления которого в целом на единицу эквивалента требуется меньшая производительность труда?

Так что повышение производительности труда при копании траншеи - это не только применение экскаватора (и, соответственно, энергии).

Ну, и другие замечания, относительно изначальной статьи:

Производство электроэнергии на душу населения не коррелирует на 100% с материальным производством. Есть также потребление электроэнергии самим населением. И оно может различаться очень сильно в обществах с разным достатком. К этому сейчас ещё стремительно добавляются дата-​центы и электрические автомобили.

Также большое значение имеет структура производства. Страна может вообще не производить сталь и прокат (на что уходит очень много энергии), но делать при этом высокотехнологичные прецизионные станки. Потребление энергии на эти производства будет отличаться на порядки, а результат может быть вполне сопоставим.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Характерная черта типового нищеброда - тактическая жадность, помноженная на стратегическую безграмотность. Он обычно скрупулезно считает копейки в своем кошельке и досконально знает где купить хлеб на 2 рубля дешевле, но при этом частенько ...
Вот тут: "Пятая колонна" в Российской Федерации подключается к войне против Сирии Дуэт Эль-Мурид и Марат Мусин долго рассказывают про события в Сирии. Толково рассказывают. Но это только упаковка. Косточка, которую должен заглотить незаметно ...
Репутация могущества есть могущество, ибо она влечет за собой приверженность тех, кто нуждается в покровительстве. На том же основании могуществом является репутация патриота (то, что называется популярностью)... Красота есть могущество, ибо, являясь обещанием блага, она привлекает к ...
220 лет Австрийской империи 11 авг, 2024 в 11:06 220 лет назад, 11 августа 1804 года Франц II император Священной Римской империи ("избранный", но фактически наследственный - как известно, его предки носили этот титул с XV века , хотя бывали и исключения ) ...
Источник: Nur.kz Радикалы террористической группировки ИГИЛ издали фетву о запрете разведения кошек в домах Мосула, расположенном на севере Ирака, сообщает NUR.KZ со ссылкой на Iraqinews.com. Террористы призвали жителей Мосула подчиниться ...