Про петров пост

«В этом году, поскольку случилась поздняя Пасха, новостильники не будут соблюдать пост святых апостолов. Согласно Новому календарю, сегодня 29 июня, что является для них праздником святых апостолов Петра и Павла. Это время влияет на соблюдение Апостольского поста, который традиционно начинается в понедельник, следующий за Праздником всех святых. Пост перед этим праздником начинается в ближайший понедельник, и теперь новостильники уже празднуют этот праздник!
Праздник всех Святых приходится на первое воскресенье после Пятидесятницы, что в этом году привело к уникальному совпадению в расписании. Следовательно, период, отведённый для Апостольского поста, который обычно предшествует празднику Святых Апостолов, в этом году полностью отсутствует.
Это событие подчёркивает различия между новым календарём и традиционным юлианским календарем. В традиционном православном календаре всегда соблюдается пост святых апостолов, поскольку это период духовной подготовки и размышлений, предшествующий празднику святых апостолов Петра и Павла. В этом году те, кто придерживается юлианского календаря, продолжают соблюдать пост, в отличие от своих новостильных коллег.
Отсутствие апостольского поста в новом календаре в этом году подчёркивает сохраняющиеся литургические и церковные различия и проблемы между двумя календарными системами. Это напоминание о том, что церковные праздники и постные дни были установлены с использованием церковного (юлианского) календаря».
---------------------
Скажу честно, каждый раз испытываю внутреннее противление, когда петров пост называют апостольским. Потому что к апостолам он вообще никакого отношения не имеет. Но большинство людей этого не знают, наивно полагая, что раз оно так установлено, значит оно так было всегда.
Ниже я помещаю выписку из «Православной энциклопедии» про историю данного поста. Так вот, первые зачатки такого поста появились только в IV веке, пост оформляется только в VI веке, а название «пост святых апостолов» появляется только в IX веке:
«История петрова поста, вероятно, ведёт своё начало от непродолжительного поста после Пятидесятницы, который устраивался в честь окончания праздничного послепасхального периода (в течение которого поста не было). Этот пост мог иметь компенсационное значение за пропущенный пост перед Пасхой: так, Апостольское предание, литургико-канонический памятник III-IV века, содержит указание на возможность восполнения пасхального поста после Пятидесятницы в том случае, если человек был в путешествии и не знал точного дня празднования Пасхи (Trad. Ap. 33). Однако в других памятниках компенсационное значение этого поста не упоминается.
Ряд свидетельств IV–V веков о посте после Пятидесятницы, которые обычно цитируются при рассмотрении вопроса об истории петрова поста, не совсем ясны и могут иметь разные трактовки — как указывающие или на определенный постный период, или на восстановление обычного поста в среду и пятницу. В ранний период этот пост не ассоциировался с апостолами.
Святитель Афанасий Александрийский († 373) в «Защитительном слове о бегстве своем» (357 г.) говорит о постившемся спустя неделю после Пятидесятницы народе, что можно понимать или как указание на то, что верующие постились всю неделю (Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 6 // PG. 25B. Col. 652; ср.: Theodoret. Hist. eccl. 2. 11 (14)), или же как указание на пост перед литургией. В описании паломничества Эгерии в Иерусалим (кон. IV в.) есть указание на восстановление обычного порядка поста после Пятидесятницы, что можно трактовать как возврат к пощению в среду и пятницу (Eger. Itiner. XLIV 1). Блаженный Августин († 430) упоминает пост после Пятидесятницы, но он, опять же, может иметь в виду восстановление постов в среду и пятницу после завершения послепасхального периода (Aug. Serm. 357. 5, 411 г.). Святитель Лев I Великий († 461) посвящает посту Пятидесятницы 4 проповеди, в которых предписывает начинать пост после этого праздника (Leo Magn. Serm. 78-81 (De Ieiunio Pentecostes. I-IV)). В 8-й проповеди на пост 10-го месяца (здесь - декабрь) святитель Лев указывает, что каждый сезон имеет свой пост, и относит пост Пятидесятницы к летнему периоду (Idem. Serm. 19 (De Ieiunio decimi mensis. VIII)). Однако в конце ряда своих проповедей, приуроченных к постам, он включает стандартный призыв поститься в среду и пятницу (в т. ч. проповеди 75, 78 и 81, содержащие явные указания о посте после Пятидесятницы), что может дать некоторые основания для вывода о том, что святитель Лев говорит лишь о восстановлении обычного порядка поста в среду и пятницу.
Некоторые западные свидетельства IV-V веков указывают на существование продолжительного поста после Пятидесятницы в еретических сообществах: в «Книге о ересях» Филастрия, епископ Бриксии (ныне Брешиа) (Philastrius. Liber de haeresibus. 149 // PL. 12. Col. 1286-1287), упоминается такой пост; у блаженного Иеронима Стридонского († 419/420) критикуются 40-дневный пост после Пятидесятницы у монтанистов (Hieron. In Matth. 9. 15) и их система из трёх 40-дневных постов в течение года (при этом блаженный Иероним говорит: «Мы вместе со всем христианским миром, по преданию апостолов, постимся одну четыредесятницу» (Idem. Ep. 41. 3)).
Первое несомненное указание на непродолжительный пост после Пятидесятницы находится в Апостольских постановлениях (ок. 380 г.) (Const. Ap. V 20), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, затем поститься одну неделю. По всей видимости, в разных регионах пост Пятидесятницы мог начинаться или сразу после праздника Пятидесятницы, или через неделю после него.
Впоследствии пост стал более продолжительным, так что в конце VI века он мог называться четыредесятницей. Преподобный Анастасий Синаит († после 701) в ответе на 64-й вопрос в своих «Вопросах и ответах» описывает систему из трёх постов: Великого, после Пятидесятницы и перед Рождеством. Число постов (называемых в этом сочинении четыредесятницами) он соотносит с числом еврейских праздников (см.: Исх 23. 14-15) (PG. 89. Col. 659-672; этот текст вошел в состав 57-й гл. «Пандектов» Никона Черногорца; слав. перевод: Пандекты. Почаев, 1795. Л. 472-473). Данный ответ стал основой для сочинения «О трёх сороковинах» (PG. 89. Col. 1389-1398), авторство которого часто приписывается преподобному Анастасию Синаиту, но которое является сочинением XII века. В частности, в этом тексте указана разная продолжительность петрова поста на практике - 18, 12, 10 дней или только канун праздника.
Преподобный Феодор Студит в «Огласительных поучениях» называет этот пост постом святых апостолов (Мансветов. 1886. С. 57). Точно так же Студийско-Алексиевский Типикон середины IX века (Пентковский. Типикон. С. 275) называет петров пост постом святых апостолов и предписывает начинать его в понедельник после Недели всех святых. Впоследсивие этот пост упоминается в различных ктиторских уставах, в разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов вплоть до настоящего времени.
В Студийском Ипотипосисе конца IX века, составленном на основе нормативных студийских текстов, упоминается «четыредесятница святых апостолов», описывается пищевой устав, предполагающий запрет на рыбу, сыр и яйца (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 230, 234). Данное указание цитируется в 57-й гл. «Пандектов» Никона Черногорца (см.: Пандекты. Почаев, 1795. Л. 485).
В Евергетидском Типиконе 2-й половине XI века петров пост назван также четыредесятницей святых апостолов (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 601), приводится подробный устав службы в дни этого поста, в тексте устава упоминаются «3 четыредесятницы» (Там же. С. 604, 609). В заключительной части Типикона описывается пищевой устав П. п. (Там же. С. 629-630).
В сочинении Διδασκάλια χρονική (XII в.(?); PG. 99. Col. 1693-1704; см. также: Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 171-173), приписываемом прп. Феодору Студиту, каждый из 3 постов (Великий, Петров и Рождественский) соотносится с тем или иным Лицом Святой Троицы: Рождественский - с Богом Отцом, Великий - с Сыном, Петров - со Святым Духом (PG. 99. Col. 1696), что совпадает с трактовкой постов в сирийских канонах Йоханнана из Марде († 1164/65).
В Иерусалимском уставе указание на время и основные особенности богослужения петрова поста приводятся в главе или разделе сразу после Недели всех святых (в современных изданиях Типикона в главе 51). В ранних рукописных Типиконах удерживается архаичное наименование - «четыредесятница святых апостолов» (см., напр.: Hieros. Sab. 213. Fol. 124).
Феодор IV Вальсамон в XII веке указывал на то, что некоторые вообще не признавали петров пост как канонический, другие постились не больше 4 дней перед днём памяти апостолов. При этом он говорил об обязательном посте в течение 7 дней, а более длинный пост могут соблюдать желающие (Мансветов. 1886. С. 59).
Святитель Симеон Солунский († 1429) в «Ответах на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея» (ответ на вопрос 54) указывал, что пост после Пятидесятницы и одной седмицы её празднования установлен в честь апостолов (PG. 155. Col. 899-902).
Самое раннее упоминание петрова поста в рус. канонических памятниках - это описание пищевого устава петрова поста в «Уставе белеческом» митрополита Георгия Киевского (XI в.), в этом же тексте сообщается о практике устраивать мясопуст на Пятидесятницу и проводить одну седмицу перед петрова поста без мяса в подражание Великому посту - эту практику митрополит Георгий осуждает как неизвестную в православной традиции (см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 532, 544).
В русских редакциях Иерусалимского устава («Око церковное», начала XV века, и последующие) уставу о пище (и, в частности, уставу о петровом посте) посвящена одна из глав в начальной части книги (гл. 43 в 1-й редакции «Ока церковного» - см., напр., РГБ. Троиц. 240. Л. 41 об.; БАН. Арханг. Д. 3. Л. 25; гл. 24 в редакции рус. Типиконов XVI века - см., напр., РГБ. Троиц. 242. Л. 60 об.; ГИМ. Усп. 5. Л. 30 об., печатные издания 1633 года - Л. 42 об.; гл. 29 в первопечатном Типиконе 1610 года - Л. 78; гл. 32 в издании 1641 года; начиная с издания 1682 года, эта глава в переработанном виде помещается под № 33, некоторые её части перенесены в соседние главы).»
|
</> |