Про петров пост
rocor_observer — 29.06.2024 На сайте Западноевропейской епархии РИПЦ размещена короткая статья «Where Did It Go??? The Fast this Year of the Holy Apostles for New Calendarists» следующего содержания (привожу её в переводе на русский):«В этом году, поскольку случилась поздняя Пасха, новостильники не будут соблюдать пост святых апостолов. Согласно Новому календарю, сегодня 29 июня, что является для них праздником святых апостолов Петра и Павла. Это время влияет на соблюдение Апостольского поста, который традиционно начинается в понедельник, следующий за Праздником всех святых. Пост перед этим праздником начинается в ближайший понедельник, и теперь новостильники уже празднуют этот праздник!
Праздник всех Святых приходится на первое воскресенье после Пятидесятницы, что в этом году привело к уникальному совпадению в расписании. Следовательно, период, отведённый для Апостольского поста, который обычно предшествует празднику Святых Апостолов, в этом году полностью отсутствует.
Это событие подчёркивает различия между новым календарём и традиционным юлианским календарем. В традиционном православном календаре всегда соблюдается пост святых апостолов, поскольку это период духовной подготовки и размышлений, предшествующий празднику святых апостолов Петра и Павла. В этом году те, кто придерживается юлианского календаря, продолжают соблюдать пост, в отличие от своих новостильных коллег.
Отсутствие апостольского поста в новом календаре в этом году подчёркивает сохраняющиеся литургические и церковные различия и проблемы между двумя календарными системами. Это напоминание о том, что церковные праздники и постные дни были установлены с использованием церковного (юлианского) календаря».
---------------------
Скажу честно, каждый раз испытываю внутреннее противление, когда петров пост называют апостольским. Потому что к апостолам он вообще никакого отношения не имеет. Но большинство людей этого не знают, наивно полагая, что раз оно так установлено, значит оно так было всегда.
Ниже я помещаю выписку из «Православной энциклопедии» про историю данного поста. Так вот, первые зачатки такого поста появились только в IV веке, пост оформляется только в VI веке, а название «пост святых апостолов» появляется только в IX веке:
«История петрова поста, вероятно, ведёт своё начало от непродолжительного поста после Пятидесятницы, который устраивался в честь окончания праздничного послепасхального периода (в течение которого поста не было). Этот пост мог иметь компенсационное значение за пропущенный пост перед Пасхой: так, Апостольское предание, литургико-канонический памятник III-IV века, содержит указание на возможность восполнения пасхального поста после Пятидесятницы в том случае, если человек был в путешествии и не знал точного дня празднования Пасхи (Trad. Ap. 33). Однако в других памятниках компенсационное значение этого поста не упоминается.
Ряд свидетельств IV–V веков о посте после Пятидесятницы, которые обычно цитируются при рассмотрении вопроса об истории петрова поста, не совсем ясны и могут иметь разные трактовки — как указывающие или на определенный постный период, или на восстановление обычного поста в среду и пятницу. В ранний период этот пост не ассоциировался с апостолами.
Святитель Афанасий Александрийский († 373) в «Защитительном слове о бегстве своем» (357 г.) говорит о постившемся спустя неделю после Пятидесятницы народе, что можно понимать или как указание на то, что верующие постились всю неделю (Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 6 // PG. 25B. Col. 652; ср.: Theodoret. Hist. eccl. 2. 11 (14)), или же как указание на пост перед литургией. В описании паломничества Эгерии в Иерусалим (кон. IV в.) есть указание на восстановление обычного порядка поста после Пятидесятницы, что можно трактовать как возврат к пощению в среду и пятницу (Eger. Itiner. XLIV 1). Блаженный Августин († 430) упоминает пост после Пятидесятницы, но он, опять же, может иметь в виду восстановление постов в среду и пятницу после завершения послепасхального периода (Aug. Serm. 357. 5, 411 г.). Святитель Лев I Великий († 461) посвящает посту Пятидесятницы 4 проповеди, в которых предписывает начинать пост после этого праздника (Leo Magn. Serm. 78-81 (De Ieiunio Pentecostes. I-IV)). В 8-й проповеди на пост 10-го месяца (здесь - декабрь) святитель Лев указывает, что каждый сезон имеет свой пост, и относит пост Пятидесятницы к летнему периоду (Idem. Serm. 19 (De Ieiunio decimi mensis. VIII)). Однако в конце ряда своих проповедей, приуроченных к постам, он включает стандартный призыв поститься в среду и пятницу (в т. ч. проповеди 75, 78 и 81, содержащие явные указания о посте после Пятидесятницы), что может дать некоторые основания для вывода о том, что святитель Лев говорит лишь о восстановлении обычного порядка поста в среду и пятницу.
Некоторые западные свидетельства IV-V веков указывают на существование продолжительного поста после Пятидесятницы в еретических сообществах: в «Книге о ересях» Филастрия, епископ Бриксии (ныне Брешиа) (Philastrius. Liber de haeresibus. 149 // PL. 12. Col. 1286-1287), упоминается такой пост; у блаженного Иеронима Стридонского († 419/420) критикуются 40-дневный пост после Пятидесятницы у монтанистов (Hieron. In Matth. 9. 15) и их система из трёх 40-дневных постов в течение года (при этом блаженный Иероним говорит: «Мы вместе со всем христианским миром, по преданию апостолов, постимся одну четыредесятницу» (Idem. Ep. 41. 3)).
Первое несомненное указание на непродолжительный пост после Пятидесятницы находится в Апостольских постановлениях (ок. 380 г.) (Const. Ap. V 20), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, затем поститься одну неделю. По всей видимости, в разных регионах пост Пятидесятницы мог начинаться или сразу после праздника Пятидесятницы, или через неделю после него.
Впоследствии пост стал более продолжительным, так что в конце VI века он мог называться четыредесятницей. Преподобный Анастасий Синаит († после 701) в ответе на 64-й вопрос в своих «Вопросах и ответах» описывает систему из трёх постов: Великого, после Пятидесятницы и перед Рождеством. Число постов (называемых в этом сочинении четыредесятницами) он соотносит с числом еврейских праздников (см.: Исх 23. 14-15) (PG. 89. Col. 659-672; этот текст вошел в состав 57-й гл. «Пандектов» Никона Черногорца; слав. перевод: Пандекты. Почаев, 1795. Л. 472-473). Данный ответ стал основой для сочинения «О трёх сороковинах» (PG. 89. Col. 1389-1398), авторство которого часто приписывается преподобному Анастасию Синаиту, но которое является сочинением XII века. В частности, в этом тексте указана разная продолжительность петрова поста на практике - 18, 12, 10 дней или только канун праздника.
Преподобный Феодор Студит в «Огласительных поучениях» называет этот пост постом святых апостолов (Мансветов. 1886. С. 57). Точно так же Студийско-Алексиевский Типикон середины IX века (Пентковский. Типикон. С. 275) называет петров пост постом святых апостолов и предписывает начинать его в понедельник после Недели всех святых. Впоследсивие этот пост упоминается в различных ктиторских уставах, в разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов вплоть до настоящего времени.
В Студийском Ипотипосисе конца IX века, составленном на основе нормативных студийских текстов, упоминается «четыредесятница святых апостолов», описывается пищевой устав, предполагающий запрет на рыбу, сыр и яйца (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 230, 234). Данное указание цитируется в 57-й гл. «Пандектов» Никона Черногорца (см.: Пандекты. Почаев, 1795. Л. 485).
В Евергетидском Типиконе 2-й половине XI века петров пост назван также четыредесятницей святых апостолов (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 601), приводится подробный устав службы в дни этого поста, в тексте устава упоминаются «3 четыредесятницы» (Там же. С. 604, 609). В заключительной части Типикона описывается пищевой устав П. п. (Там же. С. 629-630).
В сочинении Διδασκάλια χρονική (XII в.(?); PG. 99. Col. 1693-1704; см. также: Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 171-173), приписываемом прп. Феодору Студиту, каждый из 3 постов (Великий, Петров и Рождественский) соотносится с тем или иным Лицом Святой Троицы: Рождественский - с Богом Отцом, Великий - с Сыном, Петров - со Святым Духом (PG. 99. Col. 1696), что совпадает с трактовкой постов в сирийских канонах Йоханнана из Марде († 1164/65).
В Иерусалимском уставе указание на время и основные особенности богослужения петрова поста приводятся в главе или разделе сразу после Недели всех святых (в современных изданиях Типикона в главе 51). В ранних рукописных Типиконах удерживается архаичное наименование - «четыредесятница святых апостолов» (см., напр.: Hieros. Sab. 213. Fol. 124).
Феодор IV Вальсамон в XII веке указывал на то, что некоторые вообще не признавали петров пост как канонический, другие постились не больше 4 дней перед днём памяти апостолов. При этом он говорил об обязательном посте в течение 7 дней, а более длинный пост могут соблюдать желающие (Мансветов. 1886. С. 59).
Святитель Симеон Солунский († 1429) в «Ответах на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея» (ответ на вопрос 54) указывал, что пост после Пятидесятницы и одной седмицы её празднования установлен в честь апостолов (PG. 155. Col. 899-902).
Самое раннее упоминание петрова поста в рус. канонических памятниках - это описание пищевого устава петрова поста в «Уставе белеческом» митрополита Георгия Киевского (XI в.), в этом же тексте сообщается о практике устраивать мясопуст на Пятидесятницу и проводить одну седмицу перед петрова поста без мяса в подражание Великому посту - эту практику митрополит Георгий осуждает как неизвестную в православной традиции (см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 532, 544).
В русских редакциях Иерусалимского устава («Око церковное», начала XV века, и последующие) уставу о пище (и, в частности, уставу о петровом посте) посвящена одна из глав в начальной части книги (гл. 43 в 1-й редакции «Ока церковного» - см., напр., РГБ. Троиц. 240. Л. 41 об.; БАН. Арханг. Д. 3. Л. 25; гл. 24 в редакции рус. Типиконов XVI века - см., напр., РГБ. Троиц. 242. Л. 60 об.; ГИМ. Усп. 5. Л. 30 об., печатные издания 1633 года - Л. 42 об.; гл. 29 в первопечатном Типиконе 1610 года - Л. 78; гл. 32 в издании 1641 года; начиная с издания 1682 года, эта глава в переработанном виде помещается под № 33, некоторые её части перенесены в соседние главы).»
|
</> |