Про очередной "манифест" К. Богомолова

могу сказать следующее. 1. Это скорее фэнтази 2. Но это фэнтази не лишено некой исторической основы — вечного противостояния интеллектуалов с народом. 3. Неуместно говорить о том, что снова интеллектуалы оказались по разные стороны баррикад с большинством населения РФ как о чём-то естественном. В случае с социальной революцией 1917г. такой раздел был предопределен — интеллектуалы теряли свою роль и не радовались свалившейся на них обязанности просвещения народа. Ситуация 2020-х — не просто иная, а КАРДИНАЛЬНО иная, нежели после 1917г. Сейчас вообще вопрос — быть или не быть всем нам, с миром Россия или против всего мира. От ответа на этот вопрос зависит — будем ли мы все живы или нет.
Задача хнычущих интеллектуалов, если они опять хотят «быть с народом» — явно не в подчинении гос.махине пропаганды, как к тому призывает Богомолов. Эта жертва будет напрасной, даже более напрасной, чем у предшественников в 1920-е.
Работа на советский культ.просвет остатков дореволюционных интеллектуалов в 1920-е — имела тогда хоть какой-то смысл. Потому что при всех минусах власти происходила долгожданная культурная революция. Это был замах, это было ДЕЛО. Ради возможности участвовать в этом великом деле многие нелояльные сов.власти внешне её признали. Пошли на это, понимая, что беду не перешибить и надо чем-то культурные бреши замазывать им, оставшимся. Увидели в том своё призвание и несли ношу. Да, во многом советская культурная революция -просвещение вместе с идеологической накачкой, а знакомство с мировой культурой было выборочным. Жертва того стоила. Мы живём во многом плодами той самой культурной революции по-советски. Пользуемся ими, не замечая и не зная, кому обязаны. Писала, например, о княгине Оболенской, сотруднице музея Тургенева в Орле, которая отстояла дореволюционную классику. Убедила, что Тургенев тоже отчасти предтеча революции, пусть и ценой мифологизации, упрощения его образа. Усилиями многих не уехавших удалось тогда сохранить культурную преемственность.
Сейчас же интеллектуал, встраиваясь в это новое «служение народу» — не приносит народу пользы. Себе временно — может быть, оклады, гос.гранты, премии. Он участник оболванивания масс, причём оболванивания без доли просвещения. От интеллектуалов тогда остаётся голая оболочка из ряда фраз, как «органчик» у Салтыкова-Щедрина. Эти пустые шкурки выеденных давно тел и представляют сейчас те немногие интеллектуалы, пошедшие на службу гос.идеологии. Они хотели быть « с народом», принесли себя в жертву, которая не нужна ни им, ни кому ещё. Они мертвы как творцы, даже если живы физически. Подчинение системе убило их.
Каково это — попасть на приманку иллюзии «быть с народом», наглядно показывает история Маяковского. Наши современники, решившие служить системе — рискуют закончить свои дни так же.
Кто виноват — знаем.Что же делать? Интеллектуалы — создатели смыслов. Переверните, измените информационно-культурную среду, создайте новые смыслы задайте своему «тёмному» народу новые цели. Отвлеките большинство от насилия. Переключите их на мирное созидание своей страны, на возрождение исконных российских территорий, забытых из-за имперских амбиций Москвы. Богомолову пора перестать смеяться над «винотекой» — т.е. списком исторических вин российского интеллектуала. Есть ли эти вины, нет ли этих вин — какая разница? Главное — новая российская культура. Культура неимперской России. Культура, которая не приходит с топором, а учит понимать себя и других.
|
</> |