про нетипичное здание

Ну очень интересно, хотя ничего не понятно)).

Здание похоже на христианскую церковь - с нефами, апсидой, символами и т.д.
Это вовсе не случайно, но мало объяснимо, на самом деле.
*
"Будапештская Большая синагога (венг. Nagy Zsinagóga; также синагога на улице Дохань, венг. Dohány utcai zsinagóga) — самая крупная синагога в Европе.
Расположена в еврейском квартале Пешта.
Проект синагоги с двумя куполами-луковицами в псевдоисторическом неомавританском стиле, призванном напомнить о ближневосточных корнях евреев, был создан венским архитектором Людвигом Фёрстером, создавшим до этого синагогу в Вене.
Строительство синагоги проходило в 1854—1859 годах.
Еврейская община, не вполне довольная творением Фёрстера, привлекла на помощь венцу местных архитекторов Фридьеша Фесля и Йожефа Хильда.
Результатом этого сотрудничества стало культовое сооружение в виде двухэтажного здания с тремя нефами из белого и красного кирпича, украшенное цветной керамикой, с филигранным карнизом и окном-розеткой.
Освящение синагоги состоялось 6 сентября 1859 года.
Здание синагоги взорвано 3 февраля 1939 года представителями нацистской партии «Скрещённые стрелы» Ференца Салаши.
Восстановлена в 1998 году".
*
Венгро-вики не сообщает о разногласиях, может, просто дипломатично обходит их;
"Полтора века назад был объявлен тендер на строительство синагоги, и в нем приняли участие самые выдающиеся инженеры того времени, такие как Йожеф Хильд, представивший свое предложение в классическом стиле.
Наконец — по каким именно причинам, до сих пор неизвестно — победителем конкурса стал австрийский архитектор Людвиг Фёрстер (1797–1863), профессор Венской академии наук, представивший проект синагоги в мавританском стиле.
Руководителем строительства был архитектор Игнац Вексельман (1828–1903), который впоследствии оставил все свое состояние Еврейскому институту для слепых, и он совершил настоящее чудо.
В отсутствие Фёрстера он даже привлек к работе конкурирующего венгерского архитектора: так, Фридьеш Фесл, знаменитый архитектор Вигадо, спроектировал внутреннее святилище синагоги".
*
"Синагога на улице Дохань на самом деле представляет собой сложное сооружение, напоминающее базилику.
Это не что иное, как переделка раннехристианских базилик в XIX веке, базилик более поздних веков.
Сама базиликальная пространственная форма развилась из римского храма таким образом, что полукруглое пространственное расширение, так называемое Экседра была заброшена.
Ворота открывались напротив апсиды, так что входящему в церковь открывался волшебный мир церкви, создававший интимную атмосферу, поощрявший смирение и требовавший скромности.
Картины, скульптуры и мастерские световые эффекты производили на посетителей впечатление.
...
Создатели церкви в Дохане не были евреями; они создали пространство, состоящее из известных структурных элементов христианской церкви".
*
Немцы уточняют про стиль (определение стиля разными источниками весьма занятно)
*
"Синагога имеет сходство с синагогой Леопольдштадта на Темпельгассе, которую в то же время планировал построить Фёрстер в Вене, но она значительно больше.
Обе синагоги спроектированы в «мавританском» стиле, на который оказали влияние главным образом Альгамбра в Гранаде, а также вавилонская и ассирийская архитектура, а также исламская архитектура Египта и Турции.
Также считалось, что здание было похоже на древний Соломонов храм, особенно две башни, опирающиеся на две колонны Яхин и Воаз.
Предположительно восточный стиль, своего рода «еврейская готика», должен был указывать на восточное происхождение евреев.
Интерьер представляет собой трехнефную базилику с апсидой и двойными галереями.
Главный и боковые нефы разделены большими круглыми арками, главный неф разделен зубчатыми арками и отделен от святилища Торы, которое образует отдельную конструкцию на восточной стене, спроектированную Фридрихом Феслом, на боковых крыльях которого располагаются трубы органа".
*
"Синагога была построена в стилях мавританского возрождения и романтического историзма, с декором, основанным в основном на исламских моделях из Северной Африки и средневековой Испании (Альгамбра).
Людвиг Фёрстер считал, что нельзя выделить какую-либо отличительную еврейскую архитектуру, и поэтому выбрал «архитектурные формы, которые использовались восточными этническими группами, которые связаны с израильским народом, и в частности арабами»".
*
"Этот немецкий архитектор преподавал в Венской академии.
Его творчество определялось любовью к эклектике, однако он также многому научился у формального языка итальянского Возрождения".
*
Действия в этом храме происходили тоже не слишком типичные.
*
"Помимо регулярных богослужений в синагоге произошло несколько знаменательных событий.
20 декабря 1860 года состоялась церемония «еврейско-венгерского братания», в которой приняли участие государственные деятели, ученые, писатели и художники, а в еврейской синагоге впервые была прочитана Нагорная проповедь".
*
Мужчинам в храме были отведены места в нижней части, женщинам на балконах.

Мне попалось сообщение, автор которого был(а) весьма удивлен(а) наличием таких же балконов в католических церквях.
Я видела подобные изображения на голландских гравюрах, поэтому не удивилась).
Также в этом храме нетипичная символика

*
Из первоначально заинтриговавшего меня сообщения:
*
"...на днях израильская коллега обратила моё внимание ещё на одну странность среди множества странностей её интерьера – на имя бога (тогда уж имя Б-га), непроизносимое четырёхбуквие, тетраграмматон יהוה, присутствующее на купольной конструкции, выполняющей здесь функции «ковчега Святыни», арон ха-кодеш (кто сказал «алтарь»?)
Мало того, что имя это и писать в синагогах, кажется, не очень-то принято. Хотя в Венгрии найдутся аналоги, например, в Дьёре.
Но в данном случае имя это в окружении сияющих лучей – прямая цитата из эмблемы Ордена иезуитов, где, однако, пишется IHS
Аббревиатура происходит от первых трёх букв греческой записи имени Спасителя и одновременно является сокращением латинизированно-греческой формы имени Иисус — IHSOVS.
Нельзя не вспомнить и другую четырёхбуквенную надпись – І.Н.Ц.І. в православии или INRI в католицизме.
Добавим и масонов сюда, с их «сияющей дельтой»
...
Дело в том, что с 17 века, с того самого бунтаря и лжемессии Шабтая Цви - в иудаизме пошёл раскол и брожение. Религия стремительно трансформировалась в нечто не очень стройное, в систему секточек а ля нынешних религий нью-эйдж.
От Шабтая Цви эстафету обновления иудаизма, где в основе - свержение табу и отказ от авторитетов прошлого, от всех этих талмудистов-законников - подхватил в 18в. Якуб Франк.
...От ереси же Франка пошло еврейское Просвещение - Хаскала, в 19 веке искры просвещения запалили иудейский реформизм, синагоги стали темплями... и служить в них начали не на иврите малопонятном ассимилированному большинству, а на европейских языках.
...Это синагога - "неологическая"".
*
Хотела тут привести цитаты про неологическую ветвь данной религии, но не стану.
Хотя все говорят, что по ссылкам никто не ходит, ссылку все-таки приведу, там очень познавательно.
Еще немного картинок


1900


И красное знамя.
(источник к.)
|
</> |