Про несвободу

Что я имею сказать про свободу и ее ущемление в рамках одной отдельно взятой меня.
Впервые я ощутила несвободу лет в пять, когда жаловалась маме "У меня голова болит: понавешали везде лозунгов". Да, от красного кумача с призывом выполнить решения очередного съезда КПСС мне было тяжко уже в этом возрасте.
Но по-настоящему меня накрыло несвободой с 10 лет, с пионерских собраний, где меня всегда прорабатывали с вердиктом "Баркова противопоставляет себя коллективу". Насколько это было ужасно? - понимаете, вот сейчас появилась "культура cancel". Это то же самое? - нет, нифига. Если тебя "отменили" в некоем социуме, ты сейчас можешь уйти в другой. Да, он будет меньше/хуже/и-ваще-обидно, но ты НЕ ПОТЕРЯЕШЬ круг общения! Он сузится, но ты не окажешься один против мира, отвернувшегося от тебя.
А в наше прекрасное пионерское детство НИКАКОГО другого круга, кроме этих одноклассников, не было.
Это потом у меня появились подруги по художественной школе - и очередное прорабатывание меня на ежегодном собрании мне стало фиолетово. А пионерское детство... как вспомнишь, так вздрогнешь.
Следующий этап моей несвободны - МГУ. Поначалу было всё чудесно, я училась у Н.И.Толстого и писала свои курсовые по былинам. Но настал 4й курс и я поняла, что - фсё. Конец воле. Потому что Толстой был на кафедре русского языка, а на ней я не смогу писать диплом по былинам. Придется делать диплом по древнерусской литературе (тоже любимой, но), приноравливая его к специфике кафедры. Конец моей теме.
Тогда меня спасло почти чудо, меня с моей былинной темой взяли на кафедру общего языкознания - завкаф узнал, что я занимаюсь серьезной компаративистикой, и взял меня не по материалу, а по методологии - а впрочем, он просто спасал меня для науки. Спас.
Это был 93-й год, и с этого времени рассказ о несвободе плавно переходит в рассказ о свободе.
Итак, каких же бед со мной НЕ случилось.
Во-первых, распределение. Мы были вольны сами решать, куда идти работать. Комментировать каторгу распределения я не буду, да? А меня сразу взяли в мой УНИК, мне еще не исполнилось тогда 23-х лет, я начала читать свой курс по мифологии - и до 2017 года, когда УНИК совсем съела борьба с негосударственными вузами.
Во-вторых, собственно, тематика курса. Полностью авторский, и никого надо мною не было. "Твори, выдумывай, пробуй" - и взаправду, а не на лозунге.
Я и тогда, и сейчас отлично понимаю, какое это было невозможное, феерическое счастье свободы. И сейчас я не иду работать в вуз потому, что не хочу на каторгу чудовищного формализма, который душит моих коллег.
Дальше... 2000 год, я решаю родить ребенка без мужа. (Да, это было целенаправленное решение). И я знаю, что в моем круге меня никто не осудит. И это снова феерическая свобода. Даже моя мать была вынуждена врать у себя на работе сначала про мою якобы-свадьбу, потом про развод. Тамошние курицы были "строгих правил".
Год примерно 2007-2010. В музее Рериха, где я работала параллельно с УНИКом, закручивают гайки, превращая это место в оплот совеЦкой казенной идеологии, хотя и на тему "нового мышления". Меня отстраняют от ведения лектория (который был поднят мною из практически непосещаемого), мне фактически вообще не дают работы. Кому-то "зарплата за ничто" - мечта, а я... я, конечно, злюсь - но между делом, между многими другими делами (и да, основную часть "Между" я написала именно тогда). И начинаю собирать кимоно.
Так что этот удар несвободы прошел, в общем, по касательной.
Дальше - увольнение из музея и вперед, свобода полета. Выставки кимоно и всё такое. Долго рассказывать, лучше ролики телерепортажей посмотрите.
В 2012 году по УНИКу приходится очередной удар, но он уворачивается.
В 2017-м году, как было сказано, его добивают.
Это был бы ужас и крушение, если бы к этому году я УЖЕ не завела себе то, что вы отлично знаете: онлайн-лекторий. Полностью перестав зависеть ото всех работодателей на свете.
В том же революционном 17-м году мне удалось победить еще одну несвободу - зависимость от издательства. Годовая канитель "Вече" с "Некоронованным" завершилась разрывом и выходом книги в частной типографии (гордо именующей себя издательством). Я узнала, что есть дивный новый мир.
Такие дела. Вы меня спросите: а причем тут куары?
Вот и я спрошу: ПРИЧЕМ ТУТ КУАРЫ?!
Свобода - это возможность реализовывать себя как личность. И куары ее никак, никакусеньки не могут ограничить.
PS Байку расскажу напоследок.
Казань, шаурмячный ларек у ДК Ленина. Это я, стало быть, приехала на "Зиланткон-которого-не-было", которому отказали в ДК в последний момент, но количество злостно свободных людей оказалось таким, что Зиланткон прошел всё равно.
Итак, пока у меня есть свободная минутка, я хочу затариться мясом, потом что потом некогда будет. Ковидлые ограничения, внутри киоска стоять нельзя, ждем наших курей на улице.
Подходит ко мне мужчина под 50, видит - немолодая, с тростью, наивно полагает, что я его социального круга, и начинает жалиться на жисть, что из-за проклятого карантину ему все праздники ни в ресторан не сходить, ни детей в театр не сводить... Хлюп.
А я чё, я ниччё, я просто примчалась в другой город на закрытый конвент, у меня в этот день монтаж выставки до 4-х утра, потом каждый день по мероприятию, а иногда и второе ночью...
PPS Менее прикольная байка, как весной 2020 года, когда я дохла от своей ишемии, мне отказали в необходимых капельницах (закрыто на ковид), а я чертыхнулась и выучилась делать себе уколы. Потому что очень хотелось жить (прямо щас) и вернуться к работе (в перспективе).
Так что - в упор не понимаю, какое отношение к свободе и несвободе имеют куары. Не, не объясняйте мне. Безнадёга :)
#посты_без_картинок_никто_не_читает
#живу_с_ишемией
|
</> |